Анжела Александровна Геккель
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами словесно-актерского искусства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Она создает условия для развития творческих способностей и требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образцу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет необходимый и востребованный вид детского творчества у нас в группе.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами словесно-актерского искусства в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня, когда на фоне негативной избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается необходимость «погружения» детей в творческий мир, где значение театрального жанра заключается еще в том, что эмоционально развивает личность (а из нашей практики известно, что зачастую родителям даже некогда почитать книжку).
Наша группа занимается согласно программе М. А. Васильевой, одно из направлений которой является – «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства».
В соответствии с направлением, были поставлены задачи:
• Создать условия для восприятия и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
• Воспитывать и развивать внутреннюю (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) технику актера в каждом ребенке.
• Совершенствовать игровые навыки и творческий строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологическую и диалогическую форму речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
• Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театральные игры, упражнения и игры, развивающие творческие способности дошкольников.
• Знакомить с иронией и развитием театрального искусства; развить познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях,
о театральном здании и о видах театрального искусства.
• Освоить основы исполнительской, зрительской и общей культуры.
• Улучшить психологическую атмосферу в группе, выйти на новый уровень взаимодействия и взаимоотношения между детьми, взрослыми и детьми.
Дети нашей группы живо интересуются театром как видом искусства и имеют не только представления о театральных профессиях (актер, режиссер, художник и др., но и приобрели элементарные знания и умения в этих профессиях (наложить грим, подобрать музыку, костюм, придумать оформление).
Содержание занятий по театральной деятельности включает в себя:
- просмотры кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Занятия по театральной деятельности выполняют ряд функций:
Познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы, методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- создание атмосферы творчества;
- социально-эмоциональное развитие детей.
Содержание занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом и т. д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.
Огромную роль в организации театральной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Поэтому мы, воспитатели, не только выразительно читаем или рассказываем что-либо, но смотрим и видим, слушаем и слышим, и стараемся быть готовыми к любому «превращению», то есть сами овладеваем основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет нас к повышению творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей. Естественно, что умело поставленные вопросы перед детьми при подготовке к театральной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной речи детей. В прцессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. При этом дополнять выразительность образа мимикой, жестами, интонацией голоса, а порой и эмоциональным настроением. Дети понимают, что выразительность речи помогает раскрыть характер того или иного героя. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей, усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют («Бычок-смоляной бочок», «Репка», «Муха-цокотуха», «Снегурушка и лиса», «Три сестры»).
Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью - это самый распространенный вид театральной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. Мы всегда одобряем достойные поступки, и это создает у ребят удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Наши воспитательные возможности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
В своей работе с детьми мы убедились, что эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление. Наши воспитанники принимают активное участие в подготовке атрибутов, декораций, а это развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Заметили, что эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус детей.
Организация детской художественно-творческой деятельности облегчается наличием в нашей группе организованных разнообразных уголков, где представлены различные виды театров: пальчиковый, кукольный, настольный и др. Для музыкального оформления своих «спектаклей» дети используют разнообразные музыкальные инструменты из музыкального уголка. Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью – игровой.
В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы.
Таким образом, театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительские возможности. Словесно-творческое искусство происходит в условиях реализации театрализованной деятельности.