Инна Андрианова
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор данной темы посвящен проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, ФГОС, проблемных моментов в практике, интересов и возможностей детей.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности» размещена в разделах
Возникновение опыта обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»- это реализация самостоятельной деятельности детей. Ребенок, познавая окружающий мир, пытается отразить его в своей деятельности : в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Продуктивная деятельность в дошкольной образовательной организации реализуется в форме специальных занятий, ориентированных на формирование конкретных навыков и раскрытие творческих способностей. ФГОС предусматривает следующую закономерность: личность порождается и развивается в деятельности. Продуктивная деятельность – это тесное взаимодействие взрослых и детей, учитывающая индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.
Для этого в детском саду создана предметно-пространственная среда: центры художественного творчества с достаточным количеством различных материалов для продуктивной деятельности дошкольников, дидактические материалы и пособия для организации и проведения ООД.
В холлах дошкольной образовательной организации расположены творческие работы педагогов и родителей. Дошкольники и их родители (законные представители) постоянно участвуют в выставках совместного творчества и творчества детей. Данная предметно-пространственная среда позволяет педагогам организовывать самостоятельную и образовательную деятельность детей дошкольного возраста, направленную на развитие художественно - творческих способностей детей.
В уголках, холлах детского сада воспитатели развивают эстетическое восприятие дошкольников, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к художественной деятельности. Помогают детям самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
В совокупности все эти компоненты становятся решающими для решения важной задачи: создание условий для личностного развития ребенка-дошкольника в процессе организации продуктивной деятельности.
Таким образом, в дошкольной образовательной организации созданы условия для развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности
На этом и основано активное внедрение в практику педагогической работы по теме: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности».
Началом работы по теме опыта, стало проведение диагностики, по выявлению начального уровня знаний у детей дошкольного возраста по развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности по методике Т. Г. Казаковой и И. А. Лыковой (Приложение №1). Диагностика проводилась в сентябре 2019 года, в ней принимали участие 16 человек средней группы. По результатам диагностики в группе оказалось 30% дошкольников с высоким уровнем развития художественно – творческих способностей, 59% дошкольников группы находились на среднем уровне, 11% — на низком уровне. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Во время проведения анкетирования среди родителей на тему (Приложение №2) педагог выяснил, что 60% опрошенных родителей мало интересуются успехами своих детей, не уделяют должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).
Поэтому возникла необходимость определить содержание работы по развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.