МААМ-картинки

Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР

Татьяна Мельникова
Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Как правило, у детей с ЗПР при обследовании отмечается большое количество дефектных звуков, отсутствие звуков или замена близкими по артикуляции. При их наличии обычно нарушается произношение многосложных слов со стечение согласных, отмечается нечёткое различение на слух фонем (глухих- звонких, свистящих- шипящих, твёрдых- мягких, затруднение при анализе звукового состава слов. Подобные отклонения в речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух,

Публикация «Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР» размещена в разделах

обладающий способностью осуществлять

операции различения и узнавания фонем,

составляющих звуковую оболочку слова

Фонематическое восприятие –специальные умственные действия

по дифференциации фонем

и установлению звуковой структуры слова

Всю систему коррекционной работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов (Нина Алексеевна Чевелева «Основы логопедии»):

1 этап – Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе спец. игр и упр-й у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки. Эти занятия также способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Попробуй повтори.

Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте.

2 этап – Различение одинаковых звукокомплексов.

Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Дети учатся различать где гудит пароход

(<<У-у-у») -далеко (тихо) или близко' (громко);

Какая дудочка играет- большая

(<<У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (произносится высоким голосом)

Кто плачет - мальчик (<<А-а-а» низким голосом)

или девочка (высоким голосом).

А затем воспроизвести звукокомплекс различным по силе голосом: Кричат дети АУ (громко, АУ (тихо).

Лает собака (громко, тихо, поет петух и т. д.

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспро­извести изменения характера, тембра и эмоциональной ок­раски одного и того же звука.

А - плачет, кричит девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А - качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

у - гудит пароход

у - звучит дудочка

у - плачет мальчик

3 Этап - На этом этапе дети должны научиться различать слова близкие, по звуковому составу.

Педагог называет 3 слова, а ребёнок должен повторить правильно.

Пример: мак- бак– так, бык-бак-бок.

Покажи картинку.

У детей картинки, они показывают тот предмет, который называет дефектолог (где уточка, а где удочка)

4 Этап - Дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги:

Повторение слогов (смена ударного гласного)

Та-та-та та-та-та та-та-та

Смена гласных:

Та-то-ту мы-ма-му

Смена согласных:

На-ка-та пы-вы-ты

Смена твёрдых- мягких согласных

Та-тя-та ти-ты-ти

Смена звонких-глухих согласных

Па-ба-ба та-да-та

Наращивание согласных в стечении:

Па-тпа мы-кмы

Смена гласных в стечении:

Кма-кмы-кму тма-тмо-тму

Смена согласных в стечении:

Кта-тка мна-нма

5 Этап - Дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка Начинать нужно с дифференциации гласных звуков:

Например: у детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Педагог объясняет: «Поезд гудит- у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поет -и-и-и».

Далее произносит каждый звук отдельно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется, в ряд гласных А, У, И, включают другие звуки, например: О, Ы,Э, на которые дети не должны реагировать.

6 Этап - Развитие навыков звукового анализа.

1. Выделение ударного гласного из начала слова

(Алик, аист, утка).

2. Определение количества частей в словах

(отхлопывание 2-х, 3-х сложных слов, выделяя ударный слог)

3. Выделение ударного гласного из конца слова

(звук должен быть под ударением и произносить его надо длительно- ЛИСА-а-а-а.)

4. Выделение гласного из середины односложных слов.

5. Называние 1-го и последнего звука в словах (изба,Инна,игла).

6. После гласных при ступают к выделению согласных звуков из начала, конца, середины слова (полоски-символы, разделенные на 3 части).

Звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического слуха, который во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков, способствует усвоению лексического и грамматического значения слов. Целенаправленная работа в условиях дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредит возникновение нарушений письменной речи, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

Публикации по теме:

Игра по формированию морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Помоги Дракончику сказать, какой…»Игра по формированию морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Помоги Дракончику сказать, какой…» Цель: Расширять активный словарь детей, знакомя их с употреблением в речи причастий Материал: Волшебный мешочек, картинки. Действующий персонаж:.

Игротека «Формирование грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста» ИГРОТЕКА «Формирование грамматической стороны речи у детей «детей дошкольного возраста» Чего не стало?-2 младшая группа Цель: Способствовать.

Роль игры в формировании произносительной стороны речи Педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса. Давайте начнём с того, что откажемся от слов «надо»,.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет по формированию фонетической стороны речи и произношения звука [М] 1. Коррекционно – образовательные задачи: познакомить детей с произношением звука [М], его артикуляцией, характеристикой; продолжать учить.

Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка» КОНСПЕКТ фронтального логопедического занятия по формированию фонематической стороны речи, проведенного учителем-логопедом высшей квалификационной.

Консультация для родителей «Роль игры в формировании произносительной стороны речи ребенка» Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самосуществования. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

Открытое занятие по развитию лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок» Открытое занятие по речевому развитию НОД по развитию лексической стороны речи детей среднего возраста. Тема; «Путешествие в страну сказок».

Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Чтобы интересно, эмоционально.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Профессии» Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Цель: систематизировать знания о профессиях.

Автор публикации:
Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 19:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мельникова (УИ 195585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД