Анжелика Касьянова
Роль игры в формировании произносительной стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги знают, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса. Давайте начнём с того, что откажемся от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребёнка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажемся и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Заменим их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребёнку захотелось заниматься с нами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам и увлечениям.
Публикация «Роль игры в формировании произносительной стороны речи» размещена в разделах
Речь ребёнка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Чёткое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно ведётся работа по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
При тяжёлых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. У него теряется интерес к занятиям.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «Придумай», «Запомни», «Найди» и т. д. Конечно, основная цель занятий - правильное произнесение звука - должна сохраняться на протяжении всей игры.
В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребёнка.
Используемые мной дидактические пособия носят занимательно - игровой характер, повышающий речевую мотивацию детей, позволяющий в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, а также укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление).
Применять эти игровые приёмы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Некоторые из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все игры с радостью принимаются детьми и помогают устранить речевой негативизм.