МААМ-картинки

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи»

Юлия Захарова
Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя несколько этапов:

- формирование лексико-семантической стороны речи;

- словарная работа;

- формирование произношения;

- формирование грамматически правильной речи.

Публикация «Консультация „ОНР, Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи“» размещена в разделах

Рассмотрим основные методы и приемы, которые необходимо использовать логопеду и родителям на этапе формирования лексико-семантической стороной речи у дошкольника с ОНР.

Прежде чем начинать работу по формированию речи как средства общения необходимо определить объем понимания ребенком чужой речи и установить уровень развития активной речи. Этот период является подготовительным в коррекционной работе. Ведь для того, чтобы учить ребенка правильно пользоваться речью, нужно быть уверенным в том, что ребенок имеет достаточно развитый для этого пассивный словарь. Для этого ребенку можно предложить подобные задания:

- выяснить, знает ли ребенок знакомые игрушки, предметы обихода, части тела и тд. ;

- определить, узнает ли ребенок знакомые предметы на картинках;

- установить, понимает ли ребенок просьбы;

- выяснить понимание целых фраз;

- определить, какие названия действий известны ребенку.

Важной задачей на данном этапе работы является вызвать у ребенка желание говорить. Специально для этого необходимо создавать различные ситуации игрового характера. С неговорящими детьми, имеющими I уровень ОНР, целесообразно начинать работу с "проговаривания" ситуации. Взрослый говорит короткими фразами и предложениями по 2-4 слова, повторяя эти фразы несколько раз, делая паузы, используя необходимые интонации, без скандирования, с обязательным выделение ударных гласных в словах. Все это делается во время игры, прогулки, режимных моментах, называя предметы, которые берет ребенок или которые ему предлагает взрослый, называет те ощущения, которые испытывает ребенок. В речи взрослого должны быть вопросы, обращенные к ребенку, стимулирующие его к устным высказываниям, и вызывая потребность общения с помощью тех речевых средств, которые имеются в активном словаре ребенка, даже если это на данный момент лишь звукоподражания, восклицания и отдельные звуки.

Можно дать ребенку задание принести или показать определенный предмет, о котором уже говорил взрослый, можно попросить выполнить какое-нибудь действие с этим предметом. Если же ребенок не может понять задания, взрослому необходимо самому выполнить действие с предметом, после чего повторно попросить ребенка выполнить просьбу.

Таким образом, изначально взрослый формирует у ребенка понимание значения слов и учит выполнению конкретных действий с названным предметом. После этого взрослый переходит к этому же предмету, изображенному на картинке, снова формируя понимание значения изображенного предмета, называя его и описывая, при том, что ребенок должен показывать, какие действия он может выполнять с этим предметом. Данная работа начинается с картинками крупных размеров, постепенно усложняясь, переходя к использованию картинок маленьких размеров. Усвоение ребенком слов должно осуществляться по тематическому принципу (игрушки, одежа, посуда, транспорт и тд.) с учетом конкретного времени года.

При формировании понимания речи (или импрессивной речи, необходимо также не забывать и о развитии говорения (экспрессивной речи). Понимание речи должно способствовать и проявлению активной речи, непосредственного говорения. Исходя из возможностей ребенка, определяемых уровнем нарушения, необходимо наметить определенный минимум слов, которые должен употреблять ребенок в соответствии с изучаемыми темами. Именно так формируется и отрабатывается активный словарь ребенка, включающий в себя имена существительные.

Также необходимо формировать и глагольный словарь ребенка, который должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (ест, играет, спит, ходит и тд.) и которые совершают взрослые (читают, пишут, убирают, моют и тд.).

В пассивном словаре также следует учить различать детей и некоторые признаки предметов, их количество (один-много, величину (большой-маленький, вкус (сладкий-горький, температуру (тепло-холодно).

Одновременно необходимо включить в словарь детей и слова вежливости, такие как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и тд.

Постепенно работа усложняется, и детей учат понимать некоторые грамматические категории: падеж, род, число, время.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) 1.1 Характеристика общего недоразвития речи В 50-60х годах XX в., работая над созданием психолого-педагогической классификацией речевых.

Формирование произносительной стороны речи у детей с ФФН через движение и речьФормирование произносительной стороны речи у детей с ФФН через движение и речь Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического.

Игротека «Формирование грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста» ИГРОТЕКА «Формирование грамматической стороны речи у детей «детей дошкольного возраста» Чего не стало?-2 младшая группа Цель: Способствовать.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе Тема: «Творительный падеж существительных в единственном числе. (Лексическая тема: «Инструменты»). Цель: 1. Учить детей правильно употреблять.

Консультация для педагогов «Коррекционная работа при РДА у детей со сложной структурой дефекта» (Из опыта работы) Начальный этап работы с детьми заключается в адаптации ребенка к месту. Адаптационный период у таких детей длится очень долго и вся сложность.

Консультация для родителей «Коррекционная — развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии» Тема: Коррекционная – развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка с ЗПР. Цель: в лёгкой и доступной форме.

Коррекция лексико-семантической стороны речи у дошкольников Система проведения занятий по коррекции лексико-семантической стороны речи у дошкольников Автор: Жидова Н. Н. Соавтор: Дандыль А. А. Дошкольное.

Консультация «Коррекционная работа над интонацией при составлении синквейна в условиях дошкольного логопункта» Общая тенденция по увеличению числа детей с речевыми нарушениями и усложнению структуры речевой патологии диктует поиски новых, эффективных.

Коррекционная работа по формированию логических операций. Формирование сериации. Интеллектуальные операции — это система умственных действий, включающих целый ряд разнообразных логических актов: анализа, синтеза, сравнения,.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Профессии» Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Цель: систематизировать знания о профессиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи»
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 22:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Захарова (УИ 295738) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД