Юлия Захарова
Консультация «ОНР. Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя несколько этапов:
- формирование лексико-семантической стороны речи;
- словарная работа;
- формирование произношения;
- формирование грамматически правильной речи.
Публикация «Консультация „ОНР, Коррекционная работа: формирование лексико-семантической стороны речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Рассмотрим основные методы и приемы, которые необходимо использовать логопеду и родителям на этапе формирования лексико-семантической стороной речи у дошкольника с ОНР.
Прежде чем начинать работу по формированию речи как средства общения необходимо определить объем понимания ребенком чужой речи и установить уровень развития активной речи. Этот период является подготовительным в коррекционной работе. Ведь для того, чтобы учить ребенка правильно пользоваться речью, нужно быть уверенным в том, что ребенок имеет достаточно развитый для этого пассивный словарь. Для этого ребенку можно предложить подобные задания:
- выяснить, знает ли ребенок знакомые игрушки, предметы обихода, части тела и тд. ;
- определить, узнает ли ребенок знакомые предметы на картинках;
- установить, понимает ли ребенок просьбы;
- выяснить понимание целых фраз;
- определить, какие названия действий известны ребенку.
Важной задачей на данном этапе работы является вызвать у ребенка желание говорить. Специально для этого необходимо создавать различные ситуации игрового характера. С неговорящими детьми, имеющими I уровень ОНР, целесообразно начинать работу с "проговаривания" ситуации. Взрослый говорит короткими фразами и предложениями по 2-4 слова, повторяя эти фразы несколько раз, делая паузы, используя необходимые интонации, без скандирования, с обязательным выделение ударных гласных в словах. Все это делается во время игры, прогулки, режимных моментах, называя предметы, которые берет ребенок или которые ему предлагает взрослый, называет те ощущения, которые испытывает ребенок. В речи взрослого должны быть вопросы, обращенные к ребенку, стимулирующие его к устным высказываниям, и вызывая потребность общения с помощью тех речевых средств, которые имеются в активном словаре ребенка, даже если это на данный момент лишь звукоподражания, восклицания и отдельные звуки.
Можно дать ребенку задание принести или показать определенный предмет, о котором уже говорил взрослый, можно попросить выполнить какое-нибудь действие с этим предметом. Если же ребенок не может понять задания, взрослому необходимо самому выполнить действие с предметом, после чего повторно попросить ребенка выполнить просьбу.
Таким образом, изначально взрослый формирует у ребенка понимание значения слов и учит выполнению конкретных действий с названным предметом. После этого взрослый переходит к этому же предмету, изображенному на картинке, снова формируя понимание значения изображенного предмета, называя его и описывая, при том, что ребенок должен показывать, какие действия он может выполнять с этим предметом. Данная работа начинается с картинками крупных размеров, постепенно усложняясь, переходя к использованию картинок маленьких размеров. Усвоение ребенком слов должно осуществляться по тематическому принципу (игрушки, одежа, посуда, транспорт и тд.) с учетом конкретного времени года.
При формировании понимания речи (или импрессивной речи, необходимо также не забывать и о развитии говорения (экспрессивной речи). Понимание речи должно способствовать и проявлению активной речи, непосредственного говорения. Исходя из возможностей ребенка, определяемых уровнем нарушения, необходимо наметить определенный минимум слов, которые должен употреблять ребенок в соответствии с изучаемыми темами. Именно так формируется и отрабатывается активный словарь ребенка, включающий в себя имена существительные.
Также необходимо формировать и глагольный словарь ребенка, который должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (ест, играет, спит, ходит и тд.) и которые совершают взрослые (читают, пишут, убирают, моют и тд.).
В пассивном словаре также следует учить различать детей и некоторые признаки предметов, их количество (один-много, величину (большой-маленький, вкус (сладкий-горький, температуру (тепло-холодно).
Одновременно необходимо включить в словарь детей и слова вежливости, такие как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и тд.
Постепенно работа усложняется, и детей учат понимать некоторые грамматические категории: падеж, род, число, время.