Людмила Анатольевна Берлизова
Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
фронтального логопедического занятия
по формированию фонематической стороны речи,
проведенного учителем-логопедом высшей квалификационной категории
Берлизовой Людмилой Анатольевной
в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
МБДОУ №56 «Улыбка» г. Белая Калитва
1. Тема «Звук и буква Ц».
2. Цель: закрепление знаний о звуке и букве Ц.
3. Задачи:
• Закрепить характеристику звука [Ц] («согласный, твёрдый, глухой звук»);
Публикация «Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи „Цоколочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
• закрепить правильное произношение звука в слогах, словах, предложениях;
• совершенствовать навыки словообразования;
• совершенствовать навык определения позиций звука в слове (начало, середина, конец);
• закрепить представления о букве;
• развивать фонематическое восприятие, память, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.
4. Оборудование: зеркала, компьютер, предметные картинки, цветные карандаши, индивидуальные карточки с буквой Ц.
5. Лексический материал: дворец, молодец, жилец, певец, пловец, леденец, продавец, кузнец, купец, колодец; мельница, водица, певица, учительница, воспитательница, писательница, художница, охотница, курица, улица, больница, рукавица, пуговица, луковица, граница; львица, медведица, ослица, верблюдица, тигрица, орлица, овца, курица;
6. Ход занятия
Логопед
А) Здравствуйте, юные друзья! Сегодня я хочу познакомить вас с девочкой по имени Цоколочка. Она очень любит ходить в своих синеньких туфельках, которые цокают: цок - цок. Как цокают туфельки?
У Цоколочки есть маленькие цыплята. Как она их к себе их подзывает?
А когда они сильно шумят, как она их успокаивает?
Вспомните, как зовут нашу девочку?
Вы догадались, какой любимый звук у нашей Цоколочки?
Б) Знакомство со звуком [Ц].
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [Ц] :
- губы в улыбки;
- зубы сближены, но не сомкнуты;
-передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;
- сильная короткая воздушная струя идет по языку;
- горло «молчит».
В) Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Г) Автоматизация звука в слогах и словах.
Логопед: Цоколочка предлагает вам поиграть с ее любимым звуком [Ц]. Ваша задача хлопнуть в ладошки, если услышите звук [Ц] : Ц, п, ц, ц…; ца, фа, пу, цу…; цирк, цифра, молоко, рука, заяц…;
Следующая игра «Закончи слово звуком [Ц]» (с мячом) : дворе, молоде, жиле, певе, плове, ледене, проваде, кузне, купе, колоде…;
«Закончи слово слогом «ЦА»» :
Мельни, води, певи, учительни, воспитательни,писательни, художни, охотни, кури, ули, больни, рукави, пугови, лукови, грани…;
Логопед: Цоколочке очень понравилось с вами играть. Она рада, что вы научились правильно произносить звук [Ц].
Посмотрите к Цоколочке прискакала лошадка. Ее зовут Царица. Как зовут лошадку?
Сколько звуков [Ц] в слове Царица?
Сколько слогов?
Лошадка приглашает нас в цирк на большое цирковое представления. Поедем в цирк?
Д) Физкультминутка.
Цок, цок, цок, цок,
Я – лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь – прокачу. поскачем по дорогам
То аллюром, то галопом,
Попасемся на лугу,
Отдохнем на берегу.
Давайте выполним цирковые номера: постоим на одной ноге, сделаем ласточку, поскачем как лошадки.
Е) Упражнение на словообразование.
Логопед: Вот мы и в цирке! Присаживайтесь по удобнее! По дороге наша новая знакомая рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, станут цирковыми артистами. А пока они ходят в цирковой детский сад. Давай те вместе посмотрим на них (показывает на компьютере поочередно детенышей).
Кто это?
А как зовут его маму?
(аналогично львица, медведица, ослица, верблюдица, тигрица, орлица, овца, курица)
Дидактическое упражнение «Где стоит звук?»
Ж) Логопед: Посмотрите, на арену вышел фокусник с необычными ларцами (изображение на компьютере). Он спрятал в них слова со звуком [Ц]. Отгадайте, где лежит какое слово? (определение в какой части слова слышится звук [Ц] : огурец, цапля, кольцо, заяц, цветок, сахарница).
З) Звуковой анализ
Логопед: А сейчас выступают жонглеры. Смотрите, они жонглируют цветными мячиками – красными, синими и зелеными. Ребята, на что похожи эти мячики?
Давайте и мы с вами пожонглируем. Выложим из наших “мячиков” слоги ЦА, ЦЕ, ЦЫ, ЦИ.
И)Автоматизация звука «Ц» в предложениях
Логопед: На арене цирка клоун Цуня. Он очень любит смешить зрителей. Послушайте, правильно ли он сказал: «Лицом вытирают полотенце». Как правильно сказать?
(Танец танцует цыганку. Теплица выросла в огурцах. Заяц охотится на лисицу. Водица обливается братцем. Акация ела овцу. Цепь кует кузнеца.).
К) Знакомство с буквой «Ц»
А вот циркач Циля. Как зовут циркача?
Кто Циля?
На какую букву похож наш циркач?
В алфавите эта буква называется Ц (цэ, но когда мы ее читаем, то произносим звук Ц.
Что за хвостик на конце-
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет
Комаров не отгоняет.
На что похожа буква Ц?
Логопед раздает каждому ребенку карточку с буквой Ц. Каким цветом мы обведем? Почему?
Поверните карточку на обратную сторону и прочтите какое у вас написано слово (цапля, заяц, цирк, конец, боец, отец, царь, яйцо, овца, птица).
Логопед: Нашей Цоколочке пора домой кормить цыплят, а нам возвращаться в детский сад. Возьмите домой карточки с буквой Ц, придумайте слова на эту букву и напишите их.
Л)Какой звук приходил к нам сегодня в гости?
Что вы узнали о звуке [Ц]?
Назовите слова со звуком [Ц].
Вы меня очень порадовали своими ответами.
7. Используемая литература
• З. Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям». Сборник домашних заданий для преодолевания недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010.
• И. В. Баскакина, М. И. Лынская «Цоколочка». Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков звука Ц – М. : Айрис-пресс 2009.