Папки-передвижки

Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»

Людмила Анатольевна Берлизова
Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ

фронтального логопедического занятия

по формированию фонематической стороны речи,

проведенного учителем-логопедом высшей квалификационной категории

Берлизовой Людмилой Анатольевной

в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

МБДОУ №56 «Улыбка» г. Белая Калитва

1. Тема «Звук и буква Ц».

2. Цель: закрепление знаний о звуке и букве Ц.

3. Задачи:

• Закрепить характеристику звука [Ц] («согласный, твёрдый, глухой звук»);

Публикация «Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи „Цоколочка“» размещена в разделах

• закрепить правильное произношение звука в слогах, словах, предложениях;

• совершенствовать навыки словообразования;

• совершенствовать навык определения позиций звука в слове (начало, середина, конец);

• закрепить представления о букве;

• развивать фонематическое восприятие, память, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.

4. Оборудование: зеркала, компьютер, предметные картинки, цветные карандаши, индивидуальные карточки с буквой Ц.

5. Лексический материал: дворец, молодец, жилец, певец, пловец, леденец, продавец, кузнец, купец, колодец; мельница, водица, певица, учительница, воспитательница, писательница, художница, охотница, курица, улица, больница, рукавица, пуговица, луковица, граница; львица, медведица, ослица, верблюдица, тигрица, орлица, овца, курица;

6. Ход занятия

Логопед

А) Здравствуйте, юные друзья! Сегодня я хочу познакомить вас с девочкой по имени Цоколочка. Она очень любит ходить в своих синеньких туфельках, которые цокают: цок - цок. Как цокают туфельки?

У Цоколочки есть маленькие цыплята. Как она их к себе их подзывает?

А когда они сильно шумят, как она их успокаивает?

Вспомните, как зовут нашу девочку?

Вы догадались, какой любимый звук у нашей Цоколочки?

Б) Знакомство со звуком [Ц].

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [Ц] :

- губы в улыбки;

- зубы сближены, но не сомкнуты;

-передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;

- сильная короткая воздушная струя идет по языку;

- горло «молчит».

В) Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Г) Автоматизация звука в слогах и словах.

Логопед: Цоколочка предлагает вам поиграть с ее любимым звуком [Ц]. Ваша задача хлопнуть в ладошки, если услышите звук [Ц] : Ц, п, ц, ц…; ца, фа, пу, цу…; цирк, цифра, молоко, рука, заяц…;

Следующая игра «Закончи слово звуком [Ц]» (с мячом) : дворе, молоде, жиле, певе, плове, ледене, проваде, кузне, купе, колоде…;

«Закончи слово слогом «ЦА»» :

Мельни, води, певи, учительни, воспитательни,писательни, художни, охотни, кури, ули, больни, рукави, пугови, лукови, грани…;

Логопед: Цоколочке очень понравилось с вами играть. Она рада, что вы научились правильно произносить звук [Ц].

Посмотрите к Цоколочке прискакала лошадка. Ее зовут Царица. Как зовут лошадку?

Сколько звуков [Ц] в слове Царица?

Сколько слогов?

Лошадка приглашает нас в цирк на большое цирковое представления. Поедем в цирк?

Д) Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок,

Я – лошадка, серый бок!

Я копытами стучу,

Если хочешь – прокачу. поскачем по дорогам

То аллюром, то галопом,

Попасемся на лугу,

Отдохнем на берегу.

Давайте выполним цирковые номера: постоим на одной ноге, сделаем ласточку, поскачем как лошадки.

Е) Упражнение на словообразование.

Логопед: Вот мы и в цирке! Присаживайтесь по удобнее! По дороге наша новая знакомая рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, станут цирковыми артистами. А пока они ходят в цирковой детский сад. Давай те вместе посмотрим на них (показывает на компьютере поочередно детенышей).

Кто это?

А как зовут его маму?

(аналогично львица, медведица, ослица, верблюдица, тигрица, орлица, овца, курица)

Дидактическое упражнение «Где стоит звук?»

Ж) Логопед: Посмотрите, на арену вышел фокусник с необычными ларцами (изображение на компьютере). Он спрятал в них слова со звуком [Ц]. Отгадайте, где лежит какое слово? (определение в какой части слова слышится звук [Ц] : огурец, цапля, кольцо, заяц, цветок, сахарница).

З) Звуковой анализ

Логопед: А сейчас выступают жонглеры. Смотрите, они жонглируют цветными мячиками – красными, синими и зелеными. Ребята, на что похожи эти мячики?

Давайте и мы с вами пожонглируем. Выложим из наших “мячиков” слоги ЦА, ЦЕ, ЦЫ, ЦИ.

И)Автоматизация звука «Ц» в предложениях

Логопед: На арене цирка клоун Цуня. Он очень любит смешить зрителей. Послушайте, правильно ли он сказал: «Лицом вытирают полотенце». Как правильно сказать?

(Танец танцует цыганку. Теплица выросла в огурцах. Заяц охотится на лисицу. Водица обливается братцем. Акация ела овцу. Цепь кует кузнеца.).

К) Знакомство с буквой «Ц»

А вот циркач Циля. Как зовут циркача?

Кто Циля?

На какую букву похож наш циркач?

В алфавите эта буква называется Ц (цэ, но когда мы ее читаем, то произносим звук Ц.

Что за хвостик на конце-

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет

Комаров не отгоняет.

На что похожа буква Ц?

Логопед раздает каждому ребенку карточку с буквой Ц. Каким цветом мы обведем? Почему?

Поверните карточку на обратную сторону и прочтите какое у вас написано слово (цапля, заяц, цирк, конец, боец, отец, царь, яйцо, овца, птица).

Логопед: Нашей Цоколочке пора домой кормить цыплят, а нам возвращаться в детский сад. Возьмите домой карточки с буквой Ц, придумайте слова на эту букву и напишите их.

Л)Какой звук приходил к нам сегодня в гости?

Что вы узнали о звуке [Ц]?

Назовите слова со звуком [Ц].

Вы меня очень порадовали своими ответами.

7. Используемая литература

• З. Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям». Сборник домашних заданий для преодолевания недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010.

• И. В. Баскакина, М. И. Лынская «Цоколочка». Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков звука Ц – М. : Айрис-пресс 2009.

Публикации по теме:

Игра по формированию морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Помоги Дракончику сказать, какой…»Игра по формированию морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Помоги Дракончику сказать, какой…» Цель: Расширять активный словарь детей, знакомя их с употреблением в речи причастий Материал: Волшебный мешочек, картинки. Действующий персонаж:.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе Тема: «Творительный падеж существительных в единственном числе. (Лексическая тема: «Инструменты»). Цель: 1. Учить детей правильно употреблять.

Конспект фронтального занятия по развитию звуковой стороны речи «Звуки [Р]-[Р’]. Поездка в Простоквашино» .

НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе «Зима. Зимние забавы» Цели: Коррекционно-образовательные: - обобщать представления о зиме и зимних развлечениях; - совершенствовать навык рассматривания картины,.

Логопедическое занятие по Формированию лексической стороны речи у младших школьников по тема: «Семантическое поле слова поход» Цели: Логопедические: формирование и расширение семантического поля слов. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование умения правильного.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию звуковой стороны речи на фронтальном логопедическом занятии. Непосредственно образовательная деятельность по формированию звуковой стороны речи на фронтальном логопедическом занятии в старшей группе.

Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи «Клад кота Леопольда» Цель: закрепить чёткое произношение и характеристику звука –р-. Задачи: 1. Упражнять в определении позиции звука в слове, звуко - слоговом.

НОД по формированию звуковой стороны речи на подгрупповом логопедическом занятии Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Цель: автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и.

НОД по формированию звуковой стороны речи в подготовительной группе (подгрупповая форма работы) Цель: формирование правильного произношения звука Р Задачи: Коррекционно-образовательные: формирование звуковой стороны речи, совершенствование.

Виды работ по развитию дифференциации звуков и формированию фонематической системы языка у старших дошкольников с ОНР (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» 1. Игра «эхо».

Автор публикации:
Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»
Опубликовано: 14 августа 2015 в 13:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия (НОД) по формированию фонематической стороны речи «Цоколочка»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Анатольевна Берлизова (УИ 146833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД