Анастасия Бритвина
Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом «дизартрия». Это связанно с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии, токсикозы и интоксикации во время беременности, родовые травмы и так далее.
В структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим являются фонетические нарушения. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Так же отрицательно эти нарушения влияют на развитие фонематического слуха.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями» размещена в разделах
- Дизартрия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая узнавать наличие данного звука в слове, различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, различать слова, отличающиеся только одной фонемой.
В случае нарушения фонематического слуха у ребенка возникает трудность в определении неправильно звучащих звуков в своей речи. А это приводит к трудностям в постановке звуков.
Однако, очень часто трудно организовать систематические занятия с ребенком по целенаправленному формированию фонематического слуха. Большим подспорьем в этом вопросе могут являться занятия с родителями. Эффективным методом, экономящим время логопедов и родителей, для объяснения логопедом родителям о понятии «фонематический слух» могут выступать информационные буклеты. В таких буклетах содержится вся необходимая информация для родителей о фонематическом слухе и упражнения для формирования и коррекции фонематического слуха. В данном буклете приведены лишь примеры упражнений. Можно выпускать такие буклеты с периодичностью раз в месяц (два месяца) и менять упражнения, по мере развития у каждого ребёнка фонематического слуха.
Далее я опишу примерное содержание буклета.
Сначала необходимо познакомить родителей с понятием фонематический слух. Можно использовать такой текст:
• Как известно, речь и слух неразрывно, связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим, так сказать, о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова.
• Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма.
• Как же развивать фонематический слух родителям дома? В нашем буклете мы предлагаем вам увлекательные игры для развития фонематического слуха.
Далее необходимо представить родителям некоторые упражнения для развития фонематического слуха :
1.«Ушки - слушки». Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Родитель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Родитель предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
2. «Где звенит?» Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Дети стоят с закрытыми глазами. Родитель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука
3. Пальчиковая игра «Гроза»
Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. Родитель читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.
Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
4. Отвечай – не торопясь. Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)
• Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)
• Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)
• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
5. Исправь Незнайкины ошибки. Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения. «Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки» :
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Как уже предлагалось выше выпускать такие буклеты с некоторой периодичностью, то не стоит давать родителям сразу много упражнений. Лучше тщательно отработать каждое упражнение для того, чтобы перейти к более сложным.