МААМ-картинки

Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Наталья Бельских
Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух»

2. Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей в дошкольном возрасте

3. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в современных условиях ДОУ

4. Список литературы

Публикация «Методическая разработка „Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух»

В данном параграфе мы ставим цель – раскрыть сущность понятия «фонематический слух» и смежных ему категорий с лингвистической и психолого-педагогической точек зрения.

Лингвистический взгляд на рассматриваемую нами проблему таков. Понятие «фонема» открыл в языке в конце 19 в. профессор И. А. Бодуэн де Куртэне. Позднее учение о фонеме развил Л. В. Щерба – основоположник ленинградской фонологической школы, идеи которого взяла на вооружение и московская фонологическая школа.

Фонема в языке выполняет две функции: различительную и отождествляющую.

Сравним слова: дам, дом, дым, дум. Эти слова сходны по звуковому строению: состоят из 3-х звуков, имеют один слог и одинаковые согласные звуки, однако воспринимаются нашим сознанием как разные, имеющие разное лексическое значение благодаря тому, что отличаются гласными звуками. Следовательно, гласные фонемы в этих словах выполняют различительную функцию.

Приведем другой пример: воды, водянка, водяной. Корни в этих словах произносятся по-разному: [вод], [вд], [въд]. Однако мы понимаем, что корень в словах один и тот же – вод-. Несмотря на разницу в звучании, в этих корнях выступает одна и та же гласная фонема <;о>. Произносится звук [а], но в нашем языковом сознании мы переводим этот звук в «о», на месте, ъ мы осознаем фонему <;о>, так как понимаем, что в этих родственных словах одинаковый корень. Мы отождествляем разные звуки в одной фонеме и тем самым отождествляем произносимые по-разному корни.

Следовательно, чтобы узнать, какая фонема скрывается за произнесенными звуками, необходимо поставить ее в сильную позицию. Звук, представленный в этой позиции, и обнаруживает фонему.

Фонема реально не произносится. Это единица языка, которая хранится в нашем языковом сознании, в звучащей речи фонема реализуется (представлена, выражена) в звуках, разных в зависимости от позиции фонемы и фонетических законов языка [Щерба 1988].

В русском языке гласными фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о, главным признаком которых является ударность или неударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными.

Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мка-мука) и смена согласных по их глухоте-звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим слухом.

Фонематический слух – это различение, т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного [Бардышева 2013].

Различают речевой и неречевой слух. Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах). Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка.

Звуки речи присущи только человеку, они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой языка обусловлен сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить [Новиковская 2010].

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний, так как фонемы в потоке речи изменчивы, редуцируются в слабых позициях. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоги, образуют слова. Ребенку нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и распознать однокоренные слова [Семенович 2008].

В процессе речевого развития у ребенка в первую очередь вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению лингвопсихолога Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Развивается и фонетический слух, который осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Так как фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуковых аллофонах, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т. е. общепринято, привычно, в противном случае их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух, составляющие речевой слух, осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения [Жинкин 1958].

Представим психолого-педагогический взгляд на категорию «фонема». Примерно до 30-х годов XX века фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось как развитие моторики, артикуляционных движений. Развитие детской речи происходило путем накопления фонем, а не путем накопления отдельных звуков.

Отечественный психолог Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем и установил, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи» [Выготский 2005]. Основной закон восприятия фонем, сформулированный Л. С. Выготским, – закон восприятия звучащей стороны речи.

Ученым был введен термин фонематический слух, который включает в себя 3 речевые операции:

способность слышать, есть данный звук в слове или нет;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова [Выготский 2005].

Несколько позже педагогом Д. Б. Элькониным был введен термин фонематическое восприятие. Исследователь занимался поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму. Он обратил внимание на то, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию. Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ и доказал, что прежде чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа [Эльконин 2006].

Таким образом, анализ лингвометодической и психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие выводы. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Под фонематической стороной речи понимают способность различать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора [Фомичёва 1989].

2. Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей

в дошкольном возрасте

Фонематический слух начинает развиваться у детей очень рано, в своем развитии он опережает речь ребенка.

Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах. Первый аспект – развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Второй аспект – овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, а также смысловой стороной речи. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями языка начинается у ребенка в 2-3 года и заканчивается к 7 годам к моменту поступления в школу. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных речевых навыков на основе письменной речи [Чиркина 2002].

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребенка в начале второго месяца жизни: он начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у малыша возникает гуление.

На 3-4 месяце жизни ребенок начинает различать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, впервые появляется лепет.

В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация, у малыша развивается способность выражать свои переживания с помощью оттенков голоса.

К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы, произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п], [б], [м], [к], [т]. С шестимесячного возраста формируется и фонематический слух, который проверяется на уровне слова. Уже к году ребенок должен понимать, где игрушка «мишка», а где игрушка «мышка». В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

В течение первого года жизни малыш узнает слова по их ритму, общей звуковой оболочке. Входящие в состав слов звуки воспринимаются еще диффузно и потому могут быть заменены другими, сходными по звучанию. В этом возрасте ребенок по-прежнему откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый период дофонемного развития речи.

На втором году жизни ребенок начинает более точно различать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребенок начинает реагировать на предметное значение слова, произносить звуки [э], [ы], [и], но твердые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [д`], [c`], [з`]. Впервые в речи ребенка появляются простые по структуре слова [Леонтьев 2009].

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, все более совершенствуется, но произношение еще не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить свое произношение к общепринятому, однако трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`]; [р] = [л`]. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов [Новотворцева 1995].

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более скоординированными, в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.

На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и сонорные [л], [р], [р`], у некоторых из них по-прежнему остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. Дети узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение темпа.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет различать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия, которое в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития. Так, Р. Е. Левина выделяет следующие стадии развития фонематического восприятия.

Первая стадия – полное отсутствие дифференциации звуков речи, при этом у ребенка нет понимания речи. Эта стадия носит название «дофонематическая».

На второй стадии становится возможным различие акустически далеких фонем, близкие по звучанию фонемы не дифференцируются, правильное и неправильное произношение не различаются.

На третьей стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их постоянными фонематическими признаками, он узнает неправильно произносимые слова.

На четвертой стадии активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии и произнесении незнакомых слов.

На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок четко различает правильное и неправильное произношение [Левина 1958].

Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

Показателем сформированности фонематического восприятия является умение ребенка осуществлять фонематический анализ, развитие которого осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звука из слова) возникают спонтанно, в процессе развития речи в дошкольном возрасте. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте.

Произносительная сторона речи ребенка 7 года жизни максимально приближена к речи взрослых и практически соответствует нормам литературного произношения. Фонематический слух становится контролирующим механизмом собственного произношения и способствует овладению первоначальными навыками чтения и письма [Варенцова 2012].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенситивное (благоприятное возрасту) развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции ребенка.

3. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в современных условиях ДОУ

Речевое развитие ребенка происходит в процессе активного познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и т. д.). Эффективное речевое развитие возможно только под руководством взрослых в семье или ДОУ в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

В отечественной методике развития речи задачи и приемы работы по формированию фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов (Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.). Кратко опишем сущность концепций речевого развития дошкольников перечисленных авторов.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, Ф. А. Сохин обозначил следующие задачи в работе над звуковой стороной речи:

воспитывать речевой слух у детей преимущественно в игровой деятельности;

развивать артикуляционный аппарат дошкольников посредством артикуляционной гимнастики, позволяющей развивать подвижность языка, губ и т. д. ;

развивать речевое дыхание детей дошкольного возраста, используя специальные игровые упражнения (например, упражнения «Свечка», «Кораблики», «Одуванчик» и др.);

воспитывать у дошкольников умение регулировать громкость и силу голоса в соответствии с условиями общения;

воспитывать у детей интонационную выразительность речи;

формировать правильное произношение всех звуков (орфоэпическая сторона речи) [Сохин 2004].

В исследованиях Г. А. Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха, формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова.

Когда дети овладеют термином «слово», автор предлагает переходить к игровым упражнениям на их звучание. Это задания на припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак – рак – бак – лак, подбор рифмы, вслушивание в звучание слов, которым дети дают звуковые характеристики: шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т. п. При такой организации обучения дошкольники начинают самостоятельно экспериментировать, играть со словами и звуками, развитие фонематического слуха идет продуктивнее [Тумакова 2011].

В исследованиях М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной описывается система работы по ознакомлению дошкольников со звуковым строением слов, обучению правильному звукопроизношению. Авторы методики предлагают специальные занятия по развитию моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания, уточнению и закреплению артикуляции звуков [Алексеева 2000].

В трудах А. И. Максакова системе работы по развитию звуковой стороны речи, фонетического восприятия также уделяется большое внимание. Исследователь предлагает начинать данный вид речевой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте.

Чтобы научить дошкольников правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, менять громкость, темп речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, А. И. Максаков предлагает, во-первых, научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие. В качестве подготовительных упражнений исследователь предлагает задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи А. И. Максаков предлагает отрабатывать при заучивании детьми потешек, пересказе сказок [Максаков 2006].

Программа по обучению грамоте Л. А. Венгера в средней группе детского сада предполагает переориентировку детей со смысловой стороны речи на звуковую, когда звуки речи становятся предметом специального изучения. Автор предлагает знакомить детей :

со звучащим словом и многообразием слов;

с тем, что слова звучат по-разному и сходно;

с протяженностью слов (длинные и короткие слова);

со звуком, разнообразием звуков окружающего мира;

способами интонационного выделения звука в слове;

различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

В основании программы Л. А. Венгера лежит прием моделирования, т. е. обозначения звуков фишками. Работа над звуковой стороной речи проходит в несколько этапов и начинается с момента разбора трехзвуковых слов. Детям даются фишки серого цвета без различения звуков на гласные и согласные.

Второй этап – введение гласных звуков. Звуковая модель видоизменяется: гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне серых.

Третий этап – дальнейшее усложнение звуковой модели за счет введения согласных звуков и их дифференциации на твердые и мягкие согласные, которые в модели дети обозначают синими и зелеными фишками. В это же время вводятся слова различной звуковой конструкции (луна, паук, аист, слон, мышка, слива и т. д.) и знак ударения.

Программа Л. А. Венгера реализуется в доступной и интересной для дошкольников форме : в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала и игрушек [Венгер 2004].

В методической литературе по речевому развитию детей дошкольного возраста описаны следующие психолого-педагогические условия успешной фонематической подготовки дошкольников :

1) наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых (воспитателей, родителей и т. д.);

2) использование дидактических игр и упражнений;

3) учет индивидуальных особенностей ребенка;

4) учет среды воспитания и др.

Высокий уровень звуковой (произносительной) культуры речи взрослых имеет большое значение в фонематической подготовке детей. Так, М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, дети перенимают «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи» [ Алексеева 2007: 17]. Именно поэтому к произносительной культуре речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

Важным психолого-педагогическим условием фонематического развития дошкольников является использование дидактических игр и упражнений. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка в доступной для него игровой форме. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова [Сохина 2009].

Следующее условие, необходимое для фонематической подготовки детей, – учет индивидуальных особенностей ребенка. При работе с детьми необходимо учитывать особенности фонематического восприятия каждого ребенка. Если у ребенка возникают трудности при восприятии новой информации, то следует проводить игры и упражнения на материале, который еще только будет включен в непосредственную образовательную деятельность. Такая работа позволит подготовить ребенка к усвоению новых знаний о звуках и буквах, поможет чувствовать себя увереннее и постепенно приведет дошкольника к новым формам работы над звуковой стороной речи [Чиркина 2003].

Необходимым условием развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста является также учет среды воспитания. Одной из основных задач ДОУ принято считать обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность и речь детей. Для выполнения этой задачи в группе должен оформляться познавательно-речевой уголок, в котором накапливается и систематизируется разнообразный практический материал для организации речевых игр и непосредственной образовательной деятельности: пособия для проведения артикуляционной гимнастики, комплексы пальчиковых игр, речевых физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей, материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук и т. д. [Тихеева 2001].

На основании изложенного сделаем следующие выводы:

1. Фонематический слух – это различение, т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Другими словами, под фонематической стороной речи понимают способность различать фонемы родного языка : способность слышать, есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

2. Фонематический слух начинает развиваться у детей очень рано, в своем развитии он опережает речь ребенка.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет различать близкие по звучанию фонемы, формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия, показателем сформированности которого является умение ребенка осуществлять фонематический анализ.

Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звука из слова) возникают спонтанно, в процессе развития речи в дошкольном возрасте. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте.

3. В отечественной методике развития речи задачи и приемы работы по формированию фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов: Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.

В методической литературе по речевому развитию детей дошкольного возраста описаны следующие психолого-педагогические условия успешной фонематической подготовки дошкольников : наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых (воспитателей, родителей и т. д.); использование дидактических игр и упражнений; учет индивидуальных особенностей ребенка; учет среды воспитания и др.

4. Список литературы

- Выготский Л. С. Педагогическая психология.

- Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей.

- Максаков А. И. Звуковая культура речи

- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателя дет. сада

- Жинкин Н. И. Механизмы речи.

- Гербова В. В. Учусь говорить

- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений Тема педагогической концепции звучит так: «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических.

Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха.Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫШКИНЫ ЗАПАСЫ» Цель: дифференциация (различение) звуков. Задачи: - коррекция (исправление недостатков) звукопроизношения;.

Игры для развития фонематического слуха у детей.Игры для развития фонематического слуха у детей. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Методическая разработка по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста «Эмоции в моем теле» Пояснительная записка Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Агрессивность – это свойство личности,.

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,.

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возрастаПовышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста [b]Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 10:07
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бельских (УИ 343307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД