Ирина Лавришина
Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 "Мотылек" Лавришина И. Г.
В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова, определяет его место в слове, анализирует слоги и слова. Но в период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и использования приобретенных навыков в самостоятельной речи дети не могут справиться с этой задачей, т. к. у них нет навыков свободного, почти неосознаваемого владения речевыми средствами.
Публикация «Консультация для родителей „Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Наша задача - развить, усовершенствовать речевые навыки, используя игры и упражнения, тренирующие речевой слух, память, развивающие четкость восприятия, точность воспроизведения слова.
Начинать работу необходимо с простых слоговых упражнений, где отрабатываемый согласный звук включался в прямые и обратные слоги «ба-бу-бо».
Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, мы развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (этот слог отмечался ударом руки) :
са-са-са,
са-са-са,
са-са-са
стра-стра-стра,
стро-стро-стро,
стру-стру-стру
скла-скло-склу,
спла-стла-скла,
спра-стра-скра
Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах можно использовать специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру; в ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.
Считалки со связным текстом на определенный звук вводятся в игры детей, но нужно следить за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.
Кроки-кроки-крокичок,
Жил за печкою сверчок.
Ты за печкой не сиди,
Поиграть к нам выходи.
Стреко-стреко-стрекоза.
Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети.
В игре «Договори слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок- вто рой. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:
ши-на
ти-на
ми-на
ра-на
вет-ка
сум-ка
шут-ка
мар-ка
Цель таких упражнений - выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог (помня о стремлении детей произносить «ла-пта», «па-рта»,
В играх «Магнитофон», «В слове слог договори, будь внимательным, смотри» и «Закончи слово, если получится» также вырабатывается навык деления слов на слоги, дается возможность дифференцироватъ поставленные звуки в сходных по звучанию словах.
После того как дети познакомились с ритмическим строением речи, слоговым составом слова, можно проводить и более сложные игры, которые ставят одно временно несколько задач. Так, в играх на автоматизацию звука отрабатывается не только произношение поставленного звука, но и развивается чувство ритма, быстрота реакции, слуховое внимание и память, проводится практическое деление слов на слоги.
Научившись правильно произносить слова из двух-трех слогов, не осложненных стечением нескольких согласных, дети могут перейти к освоению более сложного звуко-слогового состава. В игре «Подбери похожее слово» взрослый называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок: елка-метелка,
лейка-наклейка,
пушка-хлопушка,
утка-минутка.
В игре «Эхо» дети повторяют за взрослым вторую половину слова:
Взрослый Дети
раскла-душка душка, душка
неза-будка будка, будка
приба-утка утка, утка
Речевой материал, представленный в играх «Повтори по парам», «Какой новый звук появился?», «Послушай, запомни, назови» состоит в основном из слов, близких по звучанию. Это дает возможность с наибольшей эффективностью тренировать фонематический слух, концентрировать внимание детей на звуковом составе слова, порядке следования звуков.