Любовь Борисова
«Работа по развитию фонематического слуха» Из опыта работы по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями.
Публикация «„Работа по развитию фонематического слуха“ Из опыта работы по подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в дошкольном учреждении и семье.
Для успешного обучения в школе мы должны формировать у своих воспитанников фонематические процессы. Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» (слайд №2)
(слайд 3) Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Н. Х. Швачкин выделяет две стадии развития фонематического слуха : первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки. Он отмечает, что при благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями
(слайд 4) Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия : первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Исследователь подчёркивает, что формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия. Работу по развитию фонематического восприятия я провожу целенаправленно и поэтапно.
(слайд5) Можно выделить следующие этапы:
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
В начале учебного года провела диагностику по образовательной области «Речевое развитие» и выяснила, что у большинства детей нарушено фонематическое восприятие.
Мы все знаем, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном учреждении. Игра – это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу.
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Игры или игровые упражнения, используемые мной, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактические игры помогают выработать у детей чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.
Поэтому развитие фонематического восприятия я провожу в игровой форме, с использованием игровых приёмов. Это способствует развитию и поддерживанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.
Игры провожу как во время организованной деятельности с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей.
Начала работу по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Затем работу по развитию фонематического восприятия вела сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
(слайд 6) Игры, которые использую на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки и на развитие слухового внимания и слуховой памяти. Это:
(слайд 7) Игра «Угадай, что делают»;
(слайд 8) Игра «Угадай, кто кричит»;
(слайд 9) Игра «Угадай, на чём играю»;
(слайд 10) Игра «Где звучало?»;
(слайд 11) Игра «Угадай, что делать?»;
(слайд 12) Игра «Угадай, кто идёт»;
(слайд 13) Игра «Солнце или дождик»;
(слайд 14) Игра «Хлопни, как я», «Дятел».
С помощью игр решала задачи звуковой культуры речи. Например, для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, проводила следующие игры: «Угадай, кто позвал?» : дети угадывали товарища — по тому, как их позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и т. д.).
(слайд 15) Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса такие, как:
(слайд 16) игра «Далеко – близко»;
(слайд 17) игра «Большой – средний – маленький»;
(слайд 18) игра «Взрослый или детёныш?»;
(слайд 19) игра «Телефон» и многие другие.
(слайд 20) Для различения слов, близких по звуковому составу использовала игры, такие как:
(слайд 21) Игра «Красный – зелёный»;
(слайд 22) Игра «Цепочка»;
(слайд 23) Игра «Подбери картинку»;
(слайд 24) Игра «Какое слово лишнее?»;
(слайд 25) Игра «Самое короткое слово»;
(слайд 26) Игра «Самое длинное слово»;
(слайд 27) «Подскажи словечко»;
(слайд 28) На дифференциацию слогов и фонем использовала следующие игры:
(слайд 29) Игра «Чей звук?»;
(Слайд 30) «Назови лишний»;
(слайд 31) «Назови по порядку слоги»;
(слайд 32) Игра «Бабочки»;
(слайд 33) Игра «Девочки – гласные»;
(слайд) Игра «Мальчики – согласные»;
(слайд 34) Игра «Флажки»;
(слайд 35) Игра «Наушник – колокольчик»;
(слайд 36) На развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов стоят задачи:
v Определение количества слогов в словах разной сложности;
v Выделение первого и последнего звука в слове;
v Определение места, количества, последовательности звуков в слове;
v Развитие фонематического представления.
Для их решения я использовала игры на определение количества слогов в словах разной сложности:
«Отбей слоги мячом»
Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.
«Паровоз и вагончики»
Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
«ГУСЕНИЦА»
Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т. д.
«ТУЧКА И ЗОНТИК»
На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове
(слайд 37) На выделение первого и последнего звука в слове брала следующие игры:
«РЫБАЛКА»
С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.
«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии.
«ТАРЕЛОЧКИ»
На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. «КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелё ной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [в’]». «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ»
Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.
(слайд 38) А также использовала игры на определение примерного места звука в слове:
«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?»
Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?
«Застегни пуговицу на рубашке»
На рубашке с тремя пуговицами появляется карман – картинка. Педагог просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.
«Грибочек»
В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т. е. показать где слышится звук.
«Клумба»
Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.
(слайд 39) Немало важны игры на определение количества и последовательности звуков в слове такие, как:
«ФИШКИ»
С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.
«СХЕМА СЛОВА»
С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.
«Экран телевизора»
На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.
«Звёздное небо»
С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.
(слайд 40) На развитие фонематических представлений использовала такие игры, как:
«Стаканчики»
Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божьей коровкой. (твердый мягкий)
«Цветик – семицветик»
В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [З]). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.
«Подбери и раскрась картинки на заданный звук»
Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш] : шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.
Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и «является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.
Для развития речевого слуха на занятиях по развитию речи проводила фонематические пятиминутки, так как они являются эффективной формой работы. Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определенные звуки. Они дают возможность работать не только над развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.
Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми – я давала образец чтения, а затем заучивали наизусть. Чтобы облегчить запоминание, прибегала к описательному, рисунчатому жесту, применяла ритмический жест и вышагивание (т. е. чтение стихов в ритме шага). Текст можно говорить шепотом и громко. Также использовала соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую форму задания, как «эхо» (одна команда начинает тихо, другая - громко).
Некоторые из предложенных стихов заучивали в движении. Так, при работе с четверостишием :
Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.
Группа марширует, читает стихи и разыгрывает сценку. При заучивании двустишия:
Поезд мчится скрежеча ж-ж, ч-ч, ща.
Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.
При проведении фонематических пятиминуток использовала и такую форму работы, как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки:
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Особенно эффективным был диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твердыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твердые согласные, а другая - мягкие.
Например:
Та, та, та - нет у нас кота.
Тя, тя, тя - вот мое дитя.
На, на, на - стою у окна.
Ня, ня, ня - я веду коня.
Некоторые из стихотворений заучивали по ролям, разыгрывали сценки. Так, при работе над произношением звука «ж», использовала стихотворение «Жук и жаба», можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора дети повторяли за мной хором.
Дети: Жаба толстая сидит
И по сторонам глядит.
Ведь на ужин жук ей нужен,
Очень нужен жабе жук.
Жаба: Вот жука бы увидать;
И скорей его поймать,
Ведь на ужин жук мне нужен,
Очень нужен жук на ужин.
Дети: Вот жук летит,
Жужжит, жужжит.
Жук: Я летаю и жужжу:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!»
Надоело мне летать,
Надоело мне жужжать,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Под ромашкой посижу».
Дети: Жаба жука увидала,
Прыг, прыг - и поймала.
Затем роли могут меняться.
Для фонематических пятиминуток также использовала считалочки и ритмостихи. Так как, развивая фонематический слух, выполняют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень четко, ярко. При этом особенно важна роль жестикуляции, совпадающей с ритмом речи.
Фонетические упражнения проводила 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.
До начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки хорошо отрабатывали в медленном произношении.
- Чаще всего стихи читали хором, особенно это важно при работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда предлагала читать их отдельным детям.
- Материал время от времени повторяла, так как он быстро забывается.
Игровая форма пятиминуток оживляла занятие по развитию речи и делала более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.
Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.
Конечно же, каждое занятие не обходилось без здоровьесберегающих технологий. Применяла : психогимнастику, физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры. А также развивала артикуляционную моторику, мимические мышцы, используя различные упражнения. Проводила работу над развитием дыхания и голоса.
(СЛАЙД 41) Т. о., проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.