Светлана Волоконская
Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи. Как известно, многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия, и только хорошо развитый Фонематический слух дает возможность ребенку отличать одни звуки от других. Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов я даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и "является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкальноритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными ело попыток самостоятельно объяснять я толковать значения слов".
Публикация «Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Темочки
Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи практически во всех группах детского сада.
Материалом для фонематических упражнений могут служить разные скороговорки, чистоговорки, стихи, считалочки, потешки, в которых часто повторяются какие-то определённые звуки. Они дают возможность работать не только нал развитием фонематического слуха, но и над правильной артикуляцией, ритмикой и интонацией, развивают слуховую память, знакомят детей с русским фольклором. Ценность их в переключении внимания на новый, развлекательный вид работы, стимулирующей интерес детей и предупреждающий усталость.
Сначала стихотворение или скороговорка прослушивается детьми -
воспитатель дает образец чтения, а затем заучивается наизусть, чтобы облегчить запоминание, воспитатель может прибегнуть к описательному, рисунчатому жесту, применять ритмический жест и вышагивание (т. е. чтение стихов в ритме шага). Текст можно говорить шепотом и громко. Также можно использовать соревнование двух команд или участников (кто быстрее произнесет несколько раз скороговорку) или такую Форму задания, как " эхо " (одна команда начинает тихо, другая - громко).
Некоторые из предложенных стихов можно заучивать в движении. Так, при работе с четверостишием:
Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.
Группа марширует, читает стихи и разыгрывает оценку. При заучивании двустишия:
Поезд мчится скрежеча
ж-ж, ч-ч, ща.
Дети становятся друг за другом, берутся за руки и хором читают скороговорку.
При проведении фонематических пятиминуток можно использовать и такую форму работы, как диалог двух команд. Например, очень подходят для этого такие скороговорки :
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Особенно эффективном будут диалог при заучивании чистоговорок, направленных на дифференциацию похожих звуков. Так, при работе над твёрдыми и мягкими согласными дети делятся на две команды, из которых одна произносит твёрдые согласные, а другая – мягкие
Например:
Та, та, та - нет у нас кота.
Тя, тя, тя - вот моо дитя.
На, на, на - стою у окна.
Ня, ня, ня - я веду коня.
Некоторые из стихотворений рекомендуется заучивать по ролям, разыгрывать сценки. Так, при работе в старшей группе над произношением звука "ж", используя стихотворение " Жук и жаба ", можно разыгрывать небольшую сценку, действующие лица которой жук и жаба, слова автора хором повторяют за воспитателем дети.
Дети: Жаба толстая сидит И по сторонам глядит.
Ведь на ужин жук ей нужен,
Очень нужен жабе жук.
Жаба: Вот жука бы увидать;
И скорей его поймать,
Ведь на ужин жук мне нужен,
Очень нужен жук на ужин.
Дети: Вот жук летит,
Жужжит, жужжит.
Жук: Я летаю и -куску:
"Жу-жу-жу, жу-жу-жу!"
Надоело мне летать,
Надоело мне жужжать,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Под ромашкой посижу".
Дети: Жаба жука увядала,
Прыг, прыг - и поймала.
Затем роля могут меняться.
Для фонетических пятиминуток можно также использовать считалочки и
ритмостихи. Но они, развивая фонетический слух, выполни ют и дополнительную функцию, вырабатывая ощущения ритма слова, фразы. Так ритмостихи, считалки представляют этот ритм очень чет ко, ярко. При этом особенно важна роль жестикуляция, совпадающей с ритмом речи.
Фонетические упражнения рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю на занятиях по развитию речи, на прогулке, как в групповом, так и в индивидуальном общении.
При организация фонетических пятиминуток * воспитатель должен помнить следующее:
- до начала заучивания стихотворения, считалки и т. д. звуки должны быть хороню отработаны в медленном произношении.
- чаще всего стихи читаются хором, особенно это важно работе с детьми, которые из-за плохого произношения тех или иных звуков стесняются говорить. Но иногда можно предлагать читать их отдельным детям.
- воспитатель при проведении фонетических упражнений, сам должен уметь читать скороговорки в быстром темпе, а стихи - правильно и выразительно.
- материал время от времени можно повторять, так как он быстро забывается.
Игровая форма пятиминуток оживит занятие по развитие речи и сделает более результативным ознакомление детей со звуками и нормами произношения. Благодаря таким фонетическим упражнениям дети осознают, что слова могут звучать громко я тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие но звучанию, а это в свою очередь поможет выработке отчетливого произношения слов и фраз, хорошего темпа речи.
Фонетические пятиминутки способствуют обогащению и активизации, словаря дошкольников, развивают их память, мышление, воображение.
У детей формируются элементарные представления о строении речи, что побуждает их более внимательно относиться как к речи своей, так я окружающих людей, а это уже основа усвоения родного языка, воспитания культуры речи.