Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем»

Любовь Борисова
Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД для детей старшей группы на развитие фонематического слуха

"Что мы знаем и умеем»

Тема: Дифференциация звуков В - Вь.

Цель: Дифференциация звуков В - Вь.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить умение детей характеризовать звуки В - Вь по признаку твердости - мягкости;

- Упражнять в определении места звука в слове;

Темочки:

- Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Развивающие :

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать коммуникативную компетенцию;

- Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

Воспитательные:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Оргмомент.

(Дети здороваются с гостями)

Дети:

Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди, входите к нам в двери.

Милости просим в гости сейчас.

Очень мы рады видеть всех Вас!

Психогимнастика.

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

Садитесь на свои места.

2. Введение в игровую ситуацию

Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой мультфильма. Кто это (слайд Винни-Пуха)

Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая

Сова пригласила его на День рождения. (Слайд совы) и он не знает, что подарить Сове. И стал думать.

-Что в мультфильме Винни-Пух любил делать? (Сочинять различные дразнилки, сопелки, пыхтелки).

Так вот. Решил он Совена День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось. (слайд)

Давайте мы проговорим их, говорить надо чётко, проговаривая каждое слово. Сначала говорю я, а затем вы.

Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.

Ва — ва — ва — вот летит сова.

Вы — вы — вы — День рожденье у совы.

Вы — вы — вы — несу подарок для совы.

Ве — ве — ве — васильков нарву сове.

Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.

Воспитатель: Какие знакомые звуки здесь встречаются чаще всего?

Правильно! Звуки В и Вь.

Сегодня на занятии мы повторим эти звуки, закрепим умение их различать, находить в словах, определять их место в словах, будем делить слова на слоги.

II. Основная часть занятия.

Воспитатель: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужно хорошенько подготовиться.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Воспитатель: (Можно использовать зеркало, посмотрите в него, улыбнитесь себе.)

"Улыбка " - "Трубочка ". – Улыбнитесь друг другу.

Языком отодвиньте верхнюю губу, нижнюю.

Поднимите язык к верхним зубам, опустите к нижним.

Упритесь кончиком языка в левую щеку, в правую.

(слайд)2. Развитие мимических мышц.

Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы,

он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу.

Но прежде, поставьте перед собой зеркала.

Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся. (Улыбка) (слайд)

Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался. (Радость) (слайд)

Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил. (Грусть) (слайд)

От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела. (Восхищение) (слайд)

3. Работа над развитием дыхания и голоса.

А сейчас поработаем над дыханием: дети медленно друг за другом идут по кругу. На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе - опустить вниз с длительным произношением звука: e-e-e (3 раза).

Работа над голосом: произнести предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Ветер воет. Ветер воет?Ветер воет! Молодцы!

(Слайд) Воспитатель: Винни-Пух передал картинки для вас с заданием,

какой повторяется звук в этих словах?

(слайд) 4. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Давайте с вами вспомним, звук «В» – не тянется, не поется –значит он (какой) согласный, может быть (каким) твёрдым и мягким.

Звук В обозначим синим квадратом, звук Вь – зелёным квадратом.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку В, Вь.

Дети:Звук В - согласный, твердый, звонкий.

Звук Вь - согласный, мягкий, звонкий.

6. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какой слог лишний?»

Воспитатель: ва - во - ву - ви

Ответы детей : Лишний Ви.

Воспитатель: Почему лишний именно этот слог?

Ответы детей : Во всех слогах звук В, а в этом Вь.

Воспитатель: Правильно, слушайте дальше.

Ви - ве - ва - вя

Ответы детей : Лишний Ва, т. к. во всех слогах звук Вь.

(слайд) 7. Дидактическая игра "Сигнальщики ".

У детей сигнальные квадраты зеленого и синего цвета.

Воспитатель: "Посигнальте " квадратом синего цвета, когда в словах услышите звукВ, а квадратом зелёного цвета – когда услышите звук Вь.

Ветер, сова, воет, вьюга, волк, вечер, ваза, весна.

8. Дидактическая игра "Замени звук ".

Воспитатель: замените первый звук в слове на звук В или Вь.

Пой – вой; Митя – Витя; мыть – выть; лесть – весть; голос – волос; пеликан – великан.

9. Динамическая пауза. (Выполнение движений по тексту).

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Как дул ветер? (Сильно)

Подуем сильно, как ветер.

А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

(слайд) 10. Звуковой анализ слов.

1. Звуковой анализ слова СОВА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слова на слоги.

Сделаем звуковой анализ слова СОВА: (слайд)

1. Выделите голосом первый звук. Каким квадратиком обозначим?

СОВА– первый звук С – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком.

Давайте проверим (выскакивает на слайде синий квадрат).

2. Выделите голосом второй звук :

- второй звук О– онгласный – обозначим его красным квадратиком. (Проверка)

3. Выделите голосом третий звук:

- третий звук В – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком (Проверка)

4. Выделите голосом четвё ртый звук:

- четвёртый звук А – он гласный – обозначим его красным квадратом (проверка).

Дети сравнивают свою получившуюся схему с той, что на экране.

Воспитатель: Сколько звуков в слове СОВА?

Дети: В слове СОВА 4 звука, 2 согласных и 2 гласных звука.

Воспитатель: Какие эти звуки?

Дети:

Согласные звуки: С, В.

Гласные звуки: О, А.

Назовем звуки по порядку: СОВА

Воспитатель: А теперь поделите слово СОВА на слоги, подперев рукой бороду.

Воспитатель: Сколько получилось слогов? Положите столько жёлтых прямоугольников, сколько у вас получилось слогов.

Затем дети сравнивают с изображением на экране.

Дети: Получилось 2 слога.

2. Аналогично сделать звуковой анализ слова ВИКА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слова на слоги.

А сейчас давайте не много отдохнём. (слайд)

Физминутка:

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за стол спокойно сесть.

11. Дидактическая игра "Дни недели " (определение места звука в слове).

Воспитатель: А теперь мы будем определять место звука в слове. Назовите дни недели в названии которых есть звуки В и Вь.

Ответы детей : вторник, четверг, воскресенье.

Воспитатель: где находятся звуки В-Вь в этих словах?

Ответы детей : в слове вторник звук В находится в начале слова, в слове четверг звук Вь - в середине слова, в слове воскресенье звук В - в начале слова.

(слайд) Воспитатель:

1. Посмотрите на экран. Найдите место картинкам. Если в названии предметов звук В, относим к синему квадрату, со звуком Вь- к зелёному. 2. Найдите слова со звуком В и ВЬ. (слайд)

III.Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?

Воспитатель: Дайте характеристику этим звукам.

Ответы детей : Звук В - согласный, твердый, обозначается квадратиком синего цвета, звонкий.

Звук Вь - согласный, мягкий, обозначается квадратиком зеленого цвета, звонкий.

Воспитатель: Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять? (ответы детей)

2. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Как вы сегодня занимались? (ответы детей)

Кто был самым активным и больше всех отвечал? (ответы детей)

У кого что получилось? (ответы детей)

А что не получилось? (ответы детей)

(слайд) 3. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Вы все постарались на славу. На память о нашем занятии Винни –Пух дарит вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить и рассказать родителям.

Детям раздаются черно-белые картинки с изображением Винни-Пуха.

Публикации по теме:

Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей преддошкольного возраста. Один.

Игры для развития фонематического слуха у детей.Игры для развития фонематического слуха у детей. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию набор игр на развитие фонематического слуха. Простые в изготовлении, мобильные (т. к. хранятся.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Конспект НОД по развитию фонематического слуха в старшей группе для детей с ЗПР «Задания Снежной королевы». Конспект НОД по развитию фонематического слуха. Тема: Задания Снежной королевы. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить и расширить.

Конспект занятия по развитию речи. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников ЦЕЛЬ: Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников. ЗАДАЧИ: 1. Обучать работе со схемами, символами. 2. Развивать.

Консультация для родителей «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей» Выполнила: Воспитатель МБДОУ №51 "Мотылек" Лавришина И. Г. В работе с детьми можно часто столкнуться с такой ситуацией: ребёнок правильно.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха в средней группе для детей с ОНР Цели Развитие подвижности органов артикуляции Развитие умения прислушиваться Развитие сукцессивной.

Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Картотека игр Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия.

Развитие фонематического слуха у дошкольников Развитие фонематического слуха у дошкольников В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста количество детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем»
Опубликовано: 7 марта 2016 в 10:44
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Борисова (УИ 209721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД