Людмила Исаева
Консультация «Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка
Значительная часть воспитанников домов ребёнка имеет органические поражения центральной нервной системы, отмечается задержка психомоторного развития. Задержка психомоторного развития детей первого года жизни выражается в нарушении последовательности и сроков формирования ориентировочных реакций, эмоций, движений, навыков. Рядом авторов: Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Н. М. Аксаринова и др., определены нормативы нервно-психического развития детей на разных возрастных этапах, основные принципы контроля за психофизическим развитием, содержание, методы и приёмы педагогической работы с детьми раннего возраста. Анализ литературы показал, что содержание, методы и приёмы обучения и воспитания, разработанные для нормально развивающихся детей первых лет жизни, не могут быть в полной мере использованы в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии. Решающее влияние на развитие теории и практики отечественной дефектологии оказали работы выдающегося учёного Л. С. Выготского и его последователей (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. И. Лисицына и др).
Публикация «Консультация „Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель коррекционно-развивающей работы заключается в охране жизни и здоровья детей и развитии и коррекции движений ребенка.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
* Развитие эмоционально- двигательной активности;
* Развитие тактильных ощущений;
* Стимуляция и коррекция общих движений;
* Симуляция и коррекция движений руки;
* Формирование зрительно- двигательной координации.
Коррекционно-развивающая работа имеет комплексный характер. Одновременно с развитием движений осуществляется развитие эмоций ребёнка, речь, зрительное и слуховое восприятие. При этом стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности – эмоциональное общение ребёнка со взрослым.
Опора ведётся на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора, задействуется одновременно зрительный, тактильный, слуховой. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных приё мов работы:
• Тактильно – кинестетические (захватывание, ощупывание);
• Двигательно-кинестетические (пассивные и активные упражнения); Подражательные упражнения ;
• Многократные повторения практических действий ;
• Использование художественного слова (потешки, стишки и т. д.).
Основным методом обучения детей первого года жизни (особенно первого полугодия) является непосредственно воздействие взрослого на ребё нка: воспитатель кладёт ребёнка на живот или даёт ему игрушку и др.
Во втором полугодии возрастает роль показа: воспитатель катает мяч, вкладывает шарик в миску, а ребёнок действует, подражая ему. Обязательным компонентом всего процесса коррекционно-развивающей работы является речь взрослого. Все занятия носят эмоциональный характер.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется с использованием всех моментов общения взрослого и ребенка, а также систематически проводятся специальные занятия: гимнастика, игровые упражнения, направленные на развитие общих движений, движений руки и тактильных ощущений. Специализированные занятия проводятся с детьми с уровня этого возраста индивидуально в ежедневном режиме. Одновременно с несколькими детьми старше 6 месяцев проводятся специальные занятия, когда у них накоплен опыт двигательных умений. Индивидуальные занятия осуществляются в каждый отрезок времени бодрствования ребенка, чередуя их с самостоятельной деятельностью. Длительность занятий составляет 5 минут.
Планируются индивидуальные занятия отдельно для каждого ребёнка или для подгруппы детей близких по уровню развития и по мере усвоения ребёнком умений программа занятий усложняется. Коррекционно-развивающую работу строим с учётом не только возраста, но и фактического уровня развития каждого ребёнка, его индивидуальных особенностей. Если ребёнок имеет задержку психомоторного развития, то, прежде всего работаем над теми движениями, в которых он отстаёт и теми, которые должны быть развиты в этом возрасте, после этого закрепляем движения, которыми ребёнок уже овладел. Использование в своей работе с детьми современных методик развития для детей первого года жизни известных педагогов : И. В. Мальцевой, А. Прокофьевой, И. Самойленко, Ю. А. Разенковой, Л. Н. Павловой, Е. М. Мастюковой – позволяет получить положительную динамику в развитии детей.
Литература.
1. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М. : 2006.
2. Доскин В. А., З. С. Макарова, Р. В. Ямпольская, Л. Г. Голубева, К. Л.
Печора, Э. Л. Фрухт. Развитие и воспитание детей в домах ребёнка. М:,2007.
3. Мальцева И. В. Развивающие игры для малышей. От рождения до 3 лет. СПб: Издательство группа «Азбука-классика», 2009