Наталья Матвеева
Дидактические игры как средство сенсорного воспитания у детей раннего возраста в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – фундамент развития детей. Основная функция дидактических игр – обучающая. Соединение в играх обучающей задачи, готового содержания и правил помогает более планомерно использовать их для умственного воспитания детей. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций только в том случае, если они правильно подобранные, соответствуют программным требованиям, возрастной группе детей и их психофизическому развитию.
Публикация «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания у детей раннего возраста в условиях дома ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
При работе с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка, особую значимость в построении образовательного процесса, который способствует сенсорному развитию, имеет проведение психолого – педагогической диагностики. Диагностика детей проводится по эпикризным срокам, и определяется фактический уровень развития ребенка. Так как у нас в группе находятся дети с разными группами развития, то необходимо планировать коррекционную работу с каждым малышом. На основе полученных результатов планируется непосредственно образовательная деятельность и коррекционно – педагогическая работа. В нашем учреждении, мы используем диагностику разработанную профессорами И. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной, Э. Я. Фрухт, Л. Г. Голубева, К. Л. Печора. В данной диагностики определяются такие показатели как: активная речь, сенсорное восприятие формы и цвета, сюжетная игра, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность, навыки, движения. В ней хорошо прописана методика диагностики, что позволяет нам выявить уровень и группу нервно-психического ребенка. Результаты такого диагностирования используются педагогами в ходе планирования деятельности, при постановке и реализации педагогических задач.
Для своей работы, по самообразованию, я выбрала тему, которая, на мой взгляд, очень важна в развитии детей раннего возраста, ведь на протяжении 3-го года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем его мире. Он узнает свойства и назначения многих предметов повседневного обихода. Ребенок не только различает, но уже называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. В этом возрасте у детей формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Изучив психолога – педагогическую литературу, методику диагностики и проведя диагностику нервно – психического развития детей своей группы, была поставлена цель работы и определены задачи.
Цель : формирование сенсорных способностей у детей в раннем возрасте.
Задачи:
1. Формирование у детей систем перцептивных действий;
2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Для более успешной работы и достижения результатов, я сделала подборку дидактических игр на формирование сенсорных эталонов. Это поможет в планировании как НОД, так и индивидуальной работы с детьми раннего возраста.
Подборка дидактических игр на развитие сенсорных эталонов :
Величина
1.«Веселые матрешки»
2.«Длинное-короткое»
3.«Широкая дорожка, узкая дорожка»
4.«Три медведя»
5.«Угадай кто за кем»
6.«Большие и маленькие»
7.«Две башни»
8.«Одень куклу»
9.«Разложи по размеру»
10.«Расставь по порядку»
Форма
1.«Найди предмет»
2.«Подбери фигуру»
3.«Геометрическое лото»
4.«Соберем бусы»
5.«Дорожки к домикам»
6.«Спрячь мышку»
7.«Найди лишнюю фигуру»
8.«Угадай что это»
9.«Найди пару по форме»
10.«Разложи фигуры по домикам»
Количество
1.«В гостях у курочки Рябы»
2.«Много, мало и один»
3.«К нам гости пришли»
4.«Собираем шишки»
5.«Песочница»
6.«Магазин игрушек»
7.«Строим дом»
8.«Овощной магазин»
Цвет
1.«Наряди солнышко»
2.«Сложи радугу»
3.«Почини машину»
2.«Подбери ниточки к шарикам»
3.«Найди пару»
4.«Цветик-семицветик»
5.«Найди предмет такого же цвета»
6.«Собери гирлянду»
7.«Назови цвет предмета»
8.«Разложи предмет по цвету»
9.«Бабочки»
10.«Цветные дорожки»
Пространство (время)
1.«Наш день»
2.«Дальше - ближе»
3.«Прячьтесь в домик»
4.«Где же мишка?»
5.«Что вверху, а что в низу?»
6.«Загадки»
7.«Когда это бывает?»
8.«Зайчик и белка. Кто и где?»
9.«Спереди – сзади»
10.«На нашем участке»
Список использованной литературы:
1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - Москва, 2008
2. Кудрявцева, Е. А. Методические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений с детьми 3-4 лет в рамках освоения сенсорной культуры : цвета, формы. Размера. – Волгоград. 2014.
3. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. - Москва,1989
4. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. – Москва, ТЦ Сфера, 2014
5. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - Москва. 2011