Ольга Пономарева
Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пономарева О. В.
КОУ ВО «Центр сопровождения и развития ребенка»
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья-не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является охрана жизни и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Именно в дошкольном возрасте важно научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Публикация «Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В нашем Центре находятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Основной задачей по охране жизни и здоровья наших воспитанников является создание здоровьесберегающей среды в Центре, обеспечивающей каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в Центре, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального подхода к каждому ребенку позволило разработать модель оздоровления в Центре, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работа по оздоровлению детей проводится по следующим направлениям:
1. Профилактическое:
• обеспечение благоприятного течения адаптации под контролем медицинских работников, педагога-психолога, социального педагога и воспитателей;
• выполнение санитарно-гигиенического режима-создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания в Центре;
• предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики: самомассаж, закаливание, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы.
2. Организационное:
• организация здоровьесберегающей среды;
• диагностика физического развития, двигательной подготовленности детей;
• применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной работе : дыхательная гимнастика, психогимнастика, пальчиковый игротренинг;
• организация двигательной активности в зависимости от уровня физического развития каждого воспитанника;
• обеспечение психологического комфорта.
Кроме того, разработан алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает:
• общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
• элементы оздоровительного массажа;
• закаливающие процедуры - питье воды комнатной температуры, ходьба босиком по дорожкам с различными покрытиями и наполнителями;
• в летний период-солнечные, воздушные ванны, купание в бассейне;
• танцевальную ритмическую гимнастику, включающую несколько танцев различного темпа.
Данная гимнастика помогает ребенку проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в Центре создана хорошая материальная база. Имеется музыкально - физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На участке Центра оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
В начале каждого учебного года педагогами и медицинскими работниками проводится оценка физического и эмоционального развития детей. Составлены индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей группы, в которых учитываются индивидуальные особенности физического состояния здоровья каждого ребенка, перенесенные заболевания, эмоциональный настрой и намечаются пути индивидуальной коррекционно-образовательной работы с ребенком по выявленным проблемам. Результаты работы с ребенком фиксируются в индивидуальной программе.
Эффективность любой деятельности определяется прежде всего ее результатом. Систематические занятия на свежем воздухе, введение разнообразных форм оздоровления детей дали положительные итоги: снизилась заболеваемость, уменьшилось количество часто болеющих детей.
Хочется отметить показатели в работе с детьми: хорошую посещаемость, активность детей, их интерес, желание в полную силу работать на занятиях. Наблюдая за детьми, можно отметить, что занятия им нравятся, они с желанием и старательно выполняют все задания педагога. Занятия приносят нашим воспитанникам радость и неоценимую пользу.
Постоянно проводятся беседы, консультации, вечера встреч с родителями. Вместе проводятся соревнования: «Веселые старты», «Мы-ловкие и сильные», «День здоровья», фото-конкурсы «Всей семьей на старт», «Самая спортивная семья».
Благодаря введению данных форм работы происходит гармонизация взаимоотношений детей. Ребята стали более доброжелательными друг к другу, снизился уровень тревожности, и, наоборот, повысился уровень коммуникативных навыков. Использование элементов психогимнастики помогает снять эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности.
На основе полученных результатов в рамках реализации областного межведомственного проекта «Живи долго!» была разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни и активного долголетия, которая реализуется по настоящее время. Целью программы является формирование у детей, их родителей и сотрудников Центра социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов нашего Центра, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-336 с. ISBN 978-5-86775-813-4
2. Дошкольная педагогика, О. А. Копытова, Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ [Текст] / май / 2013, с. 4-6.
3. Дошкольная педагогика, М. В. Еромыгина, Методические рекомендации по испотльзованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / март / 2014, с. 46-47.
4. Никишина, И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением [Текст] / И. В. Никишина. -2-е изд., исправ. и допол. -М. : «Планета», 2013.-408 с. (Дошкольное образование, с. 186-188 - ISBN 978-5-91658-468-4