Елена Хлебникова
Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто не нуждается в ней так, как дети раннего возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.
Публикация «Роль музыки в развитии и воспитании детей раннего возраста в повседневной жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыка - одно из ярких средств эстетического воспитания. Она волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями.
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
В своей работе использую музыкотерапию. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Сегодня музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их:
• страхов;
• двигательных и речевых расстройств;
• психосоматических заболеваний;
• отклонений в поведении и др.
Музыкальное восприятие детей осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т. д. Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в различных видах деятельности.
1) Музыка на занятиях.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети используют ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует различные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.
На занятиях по рисованию воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в тоже время вносит элемент игры – ритмические мазки называет капельками дождя.
«Кап - кап - кап – капает дождик, сначала медленно, а потом быстрее» - говорит воспитатель и поет песенку :
«Дождик, дождик – пуще, дадим тебе гущи.
Дадим тебе ложку - хлебай понемножку!»
На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение.
2) Музыка на прогулках.
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период.
В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни.
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например, «конь ретивый», «цынцы-брынцы», «Зайка белый, куда бегал» и
др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.
3) Музыка на утренней гимнастике.
Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей. Элементы упражнений должны быть выучены.
Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, баян, аккордеон). В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое – снизить его.
4) Музыка в самостоятельной деятельности.
В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах.
Они играют на гармониках, дудочках, бубнах, барабане и других инструментах, на которых исполняют песенки, выученные на занятиях.
Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах.
5) Музыка в детских играх.
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов.
Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока - белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д.
Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей. Игры-забавы помогают снять утомление и приподнимают настроение детей.
Музыкальные игры – более развернуты по содержанию, чем игры – забавы. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами
участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.
Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол – наиболее распространенные формы развлечений. Детям нравится самим обыграть песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты.
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке :
• Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях;
• Воспитатель стимулирует творчество детей;
• Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал;
• Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомления с окружающим.
Я работаю воспитателем в доме ребенка с 1 апреля 1995 г.
За эти 20 лет я поняла, как важно для детей заниматься музыкой. Дети моей группы любят музыку, стремятся к ней. Ведь музыка развивает детей духовно, физически, развивает музыкальные способности детей, помогает становлению творческой личности ребенка. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка помогает расширить эти представления.
Музыку я использую на таких занятиях как: физкультурное, музыкальное, развитие речи, ИЗО-деятельность и др.
На физкультурном занятии музыку используем различную: марши – в начале занятия, польки – во время подвижных игр, игр с мячом, вальсы – во время общеразвивающих упражнениях. Музыка во время занятий физкультурой помогает детям правильно двигаться, выполнять упражнения, помогает бодро и четко выполнять задания.
Благодаря музыки наши дети обогащают свой музыкальный опыт, воспитывает эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает слуховые представления, чувство ритма.
Как только зазвучит музыка, дети начинают пританцовывать, подпрыгивать, двигаться, кружиться. Дети, которые регулярно занимаются физкультурой, меньше болеют.
Во время занятий по развитию речи я использую народный фольклор: потешки, стишки, песенки и др. Например, когда я знакомлю детей с каким-либо произведением, то непременно характеризую художественные образы с помощью стишков, потешек или песенок героев произведений. Сначала я сама исполняю песенку, а потом постепенно вызываю детей на подпевание мне. Дети с удовольствием поют песенку колобка, особенно любят повторять потешки, имитируя действия мишки-косолапого, бычка, любят играть с пальчиками.
Часто я использую на занятиях музыкальные инструменты : кубики, погремушки, бубен, барабанчик, ложки. Детям нравится, когда я свой рассказ сопровождаю постукиванием, шумами, чтобы поярче показать то действие, о котором я рассказываю. Они и сами любят подыгрывать мне на кубиках и погремушках.
Когда я знакомлю детей с художественными произведениями, то стараюсь подобрать музыкальное произведение к стихотворению, потешке. Например: при знакомстве со стихотворением «Лошадка» :
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
После того, как я прочитаю им наизусть стихотворение, предлагаю послушать песню, тоже про лошадку. Включаю в грамзаписи песню «Лошадка Зорька». Мелодия песни добрая, веселая, задорная, напоминает бег лошадки.
При знакомстве со стихотворением А. Прокофьева «Солнышко» :
Солнышко ясное,
Нарядилось,
Солнышко красное,
Покажись.
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
После того, как я прочитаю наизусть детям стихотворение, предлагаю спеть вместе со мной уже знакомую песню «Солнышко» :
Смотрит солнышко в окошко,
Греет нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши –
Очень рады солнышку.
Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп,
Очень рады солнышку.
Мелодия песни радостная, нежная, и я вижу в глазах ребят радость, улыбку, эмоции переполняют душу ребенка. Чтобы закрепить слова стихотворения, можно немного потанцевать. Дети хорошо знают пляску «Ясное солнце», и с удовольствием ее танцуют. Так как я сама играю на аккордеоне, то мы танцуем под живую музыку.
При ознакомлении с окружающим использую и стихи, и песни, и игры. Во время прогулок для активности, самостоятельности детей, мы используем музыку. Но применяем мы ее только в летнее время. Можно не только включать магнитофон, проигрыватель, но и поиграть с детьми на детских музыкальных инструментах.
Самостоятельная музыкальная деятельность нашей группы пока еще не такая, как у детей старших по возрасту, но я стараюсь приучать детей, чтобы они правильно пользовались музыкальными инструментами, по назначению.
Также в свободное от занятий время, особенно зимой, когда на прогулки ходим реже, в группе у нас всегда звучит музыка.
Мне в работе воспитателя очень помогает то, что я музыкальный руководитель, в любое время дня мы можем петь, танцевать. У наших детей нет мам, но есть мы - воспитатели, которые их любят, и всегда рады видеть, когда у ребенка улыбка на лице.
Подводя итог, хочется сказать почему так необходимо приобщать детей к музыке с момента рождения и до того момента, когда они сами осознают пользу музыки, ее необходимость. Музыка развивает эмоции у детей : восхищение, ликование, развивает фантазию, интересы, вкусы.