Татьяна Анатольевна Богданова
Формирование основных двигательных навыков и развитие предпосылок к формированию речи у ребенка с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию основных двигательных навыков, навыков общения и развитию предпосылок к формированию речи у ребенка раннего возраста
Цель: Формирование основных двигательных навыков, навыков общения и развитию предпосылок к формированию речи у ребенка раннего возраста.
Публикация «Формирование основных двигательных навыков и развитие предпосылок к формированию речи у ребенка с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи:
1. Учить по-разному охватывать и совершать простейшие манипулятивные действия с предметами разной величины (большие и маленькие) и формы (мяч – разводя руки в стороны, взять двумя руками; кубик - обхватив 2-3 грани кубика).
2. Продолжать учить ребенка выполнять действия, движения, подражая действиям взрослого.
3. Закреплять способность опираться на стопы и правильно выпрямлять ноги.
4. Развивать голосовые реакции ребенка, упражнять в произношении лепетных слов и звукосочетаний.
5. Продолжать развивать понимание ребенком речи через связь с предметом, действием, ситуацией.
6. Закреплять умение узнавать на картинке изображение предмета (игрушки); себя и близкого взрослого на фотографии.
7. Формирование у ребенка познавательного интереса, эмоционального контакта с педагогом.
Оборудование: мяч, большой гимнастический надувной мяч, дуга, горка мягкая, маленькая игрушка – машинка, 2 предметные картинки – кукла, машина, доска на стене и 2 фотографии (Маша, мама и Маша, пирамидка из 3 колец, 2 набора одинаковых кубиков (2-4, коробка с кубиками (различной формы, цвета и размера).
Структура и ход занятия Организационно-методические рекомендации Примерные действия и слова ребенка и близкого взрослого
1. Организационный момент:
Педагог здоровается с ребенком и сопровождающим его взрослым.
Игра «Ладушки».
2. Основная часть :
На ковре.
Игра с мячом. Взрослый сажает ребенка на пол, разведя его ножки в стороны, берет мяч, с улыбкой показывает его малышу, спрашивает: «Что это?». Педагог называет или подтверждает «ответ» малыша: «Да, это мяч!» и садится на пол напротив ребенка. Педагог катит мяч ребенку, а потом предлагает ему покатить его обратно.
«Качание на большом мяче». Взрослый кладет малыша на мяч животом; ноги ребенка должны находиться на ширине его плеч, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены. Опора (мяч) должна быть на уровне груди ребенка. Педагог осторожно качает мяч, придерживая ребенка за бедра.
«Подползание». Взрослый ставит дугу и зовет малыша проползти под ней.
У стенда.
«Предметные картинки». На стене висят крупные предметные картинки – машина, кукла. Педагог подносит ребенка, показывает и называет предметы.
За столом.
«Пирамидка». Ребенка сажают за столик, и у него на глазах педагог снимает кольца с маленькой пирамидки из 3 крупных элементов. Снимает медленно, фиксируя внимание ребенка на каждом элементе. Затем педагог предлагает ребенку собрать пирамидку.
«Делай, как я». Взрослый садится напротив ребенка, поднимает руки вверх, двигает кистями рук и опускает руки вниз, побуждая малыша ему подражать.
Манипулирование с кубиками. Педагог на глазах у ребенка строит башню из кубиков: ставит один кубик на другой, затем предлагает ребенку построить такую же.
Движения со стихами.
«Заинька, попляши!
Серенький, попляши!
Кружком, бочком повернись!
Заинька, топни ножкой!
Серенький, топни ножкой!
Кружком, бочком повернись!
Заинька, бей в ладоши!
Серенький, бей в ладоши!
Кружком, бочком повернись!».
У стенда.
«Фотография». На доске висят 2 фотографии. Педагог подносит ребенка, и просит показать на фотографии Машу, затем маму Маши.
На ковре.
Игры с предметами. Педагог садится с ребенком на пол. Ставит перед ребенком картонную коробку и показывает ребенку, как это весело – бросать в коробку предметы. Когда все предметы оказались в коробке, педагог показывает малышу, как достать их.
Игра с мячом. Ребенка ставим возле высокого края горки, педагог рядом с низким. Учим ребенка сталкивать мяч с наклонной плоскости.
3. Итоговая часть:
Педагог подводит итоги, оценивает деятельность ребенка.
В конце занятия педагог прощается с ребенком : «Пока, пока!» и предлагает «Помаши ручкой!».
Педагог машет рукой (рука педагога повернута ладонью к ребенку) и здоровается.
Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку:
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кашка сладенька, бабушка добренька», повторяя 2-3 раза.
Педагог словом просит ребенка покатить ему обратно мяч: «Дай, дай», и жестом. Игра повторяется 6-8 раз.
Педагог предлагает ребенку позвать на помощь взрослого, с которым пришел ребенок на занятие ( словом: «Мама», - и жестом).
Упражнение на мяче проводится перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя, и взрослого.
Один взрослый располагается на полу позади малыша, помогая ему правильно вставать и стоять, а другой – перед ребенком, имея возможность не только видеть ребенка и разговаривать с ним, но подать ему игрушку – маленькую машинку. Педагог спрашивает у ребенка, что это, и какой бы не был ответ ребенка, педагог его подтверждает (называет предмет, показывает, как машинка ездит и гудит: «би-би»).
Педагог приседает с другой стороны дуги и начинает звать ребенка, улыбается и манит его к себе, приговаривая: «Ползи ко мне, Машенька, ползи». Когда ребенок подползает, педагог берет ребенка на руки.
Педагог показывает, дает название предмета и некоторых его частей: машина - кабина, колеса; кукла - голова, волосы, глазки, руки, ноги.
Педагог спрашивает у ребенка, что это, и какой бы не был ответ ребенка, педагог его подтверждает (называет предмет : машина – «би-би», кукла – «Ляля», показывает).
Не требуется нанизывать кольца по величине – ребенок учится совмещать отверстия колец со стержнем и надевать их на стержень.
Педагог помогает ребенку правильно взять кольцо в руку, обращая внимание родителей на правильный захват колец различных по размеру.
Эти упражнения для детей трудны, поэтому они должны быть непродолжительны по времени, их целесообразно повторять несколько раз в течение дня в разных местах.
У взрослого и у ребенка два набора одинаковых кубиков. Сначала по два кубика, позже можно увеличить их количество до четырех.
Педагог проговаривает все свои действия: «Давай будем строить башню. Берем 1 кубик и ставим его, берем еще один…»
Педагог обращает внимание на захват предмета ребенком.
Педагог берет ребенка на руки и выполняет движения со стихами «Заинька» (топает ножками и кружится с ребенком).
Вариант: Педагог, показывая фотографию с Машей, спрашивает: «Кто это?». Дождавшись ответа ребенка, какой бы он не был (жест, звук) педагог подтверждает: «Да, это Маша!».
Взрослый проговаривает все свои действия:
- «Давай будем бросать кубики в эту коробку, вот так! Бах! Ух, как громко! Ты слышала? Мой кубик упал! А теперь попробуй ты: возьми кубик и бросай. Бах! Как здорово!».
- «Посмотри: у нас ничего не осталось, все кубики мы побросали в коробку. Давай теперь достанем их оттуда. Оп-па! Молодец, как здорово у тебя получается!».
Педагог ловит мяч и толкает обратно к ребенку, когда малыш поймает мяч, педагог просит мяч: «Дай, дай».
Педагог предлагает ребенку позвать на помощь взрослого, с которым он пришел на занятие ( словом: «Мама», - и жестом).
Игра повторяется 6-8 раз.
Педагог обращает внимание на захват мяча.
Педагог обращает внимание родителей на некоторые задания, их выполнение ребенком дома :
- подражание крупным движениям взрослого «Делай, как я»;
- игры с предметами – сложи в коробочку, достань все предметы или игрушки из коробки; сложи в мешочек, достань из мешочка; сложи в пакетик, достань из пакетика; сложи в кастрюльку и достань из кастрюльки и т. п. ;
- манипулируя с предметом, помогайте малышу так распределять пальцы на предмете, чтобы ему было легче взять и удерживать предмет в руке.
Взрослый помогает ребенку махать рукой педагогу (здороваться).
Ребенок может сидеть на руках взрослого, его сопровождающего. Ребенок смотрит на педагога и самостоятельно пытается хлопать ладошками.
Если ребенок не понимает задания или не может его выполнить, взрослый помогает ему. Стоя за спиной ребенка, - он отталкивает мяч руками ребенка.
Если ребенок не катит мяч обратно педагогу, взрослые могут поменяться местами.
В конце этого движения ребенок должен опереться ногами.
Ребенок в результате сможет почувствовать ногами опору и свое тело в вертикальном положении.
Ребенок повторяет действия взрослого с предметом, пытается произносить слоги: «би-би».
Если ребенок не выполняет задание, можно поставить игрушку или вместо педагога встает один из родителей и также зовет ребенка к себе.
Ребенок, сидя на руках у педагога, смотрит на картинки.
Ребенок выполняет задание, применяя силу.
Если ребенок не может надеть кольцо сам, педагог помогает ему – надевать кольца его же рукой («рука в руке»).
Можно помогать выполнять эти упражнения, поднимая ручки ребенка, опуская их вниз и т. п. (выполняет второй взрослый, находясь за спиной ребенка).
Если у ребенка не получается, взрослый выполняет задание вместе с ребенком - «рука в руке».
Взрослый хлопает в ладоши, призывая малыша повторить движения.
Ребенок смотрит на фотографию и пальчиком тычет себе в грудь; когда педагог спрашивает про маму, ребенок ищет в группе глазами маму или показывает ее на фотографии.
Ребенок подражает действиям взрослого – бросает предметы в коробку, пытается достать; и некоторым словам взрослого – «па», «ба».
Если ребенок не выполняет задание, один взрослый встает за спиной у ребенка и помогает ему ловить и толкать мяч с горки.
Ребенок сидит «на руках» взрослого.
Ребенок машет рукой, произносит: «Па!».
Список использованной литературы:
1. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна : пособие для родителей. – М. : Даунсайд Ап, 2010.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М. : Бук-мастер, 1993.
3. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд. – М. : Экзамен, 2004.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2003.
5. Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна : практическое руководство для родителей. – М. : Даунсайд Ап, 2010.
6. Стребелева Е. А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. / Дефектология, 5, 2000.
7. Стребелева Е. А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. / Дефектология, 1, 2001.