Елена Алексеевна Коба
Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию диалогической речи начинается с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Педагог организует деятельность детей и в это время предлагает им новые слова и фразы. Он учит их понимать и выполнять поручения, отвечать на вопросы, обращаться с просьбой и т. д. Для повторения ранее усвоенного и овладения новым материалом широко используются игры, специально организуемые и направляемые педагогом. Проведению дидактической игры предшествует подготовительная работа: педагогом подбираются предметы, картинки; нужные для игры слова и фразы пишутся на табличках заранее.
Публикация «Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра может заключаться в выполнении поручений. На столе стоит зайка. Педагог составляет из табличек поручения и дает зайке, например: «Возьми тарелку». Ситуация обыгрывается. Ребенок выполняет поручение.
Поручение может давать детям кукла, «сообщая» на ухо педагогу (по секрету, что кому нужно сделать.
Один из вариантов игры - с использованием тематических лото. Каждый получает карточку с несколькими картинками. У педагога набор отдельных картинок. Он берет их и по одной называет. Дети находят на карточках названную картинку и закрывают ее фишкой. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своей карточке.
Другая игра - «Угадывание предмета на ощупь». Педагог кладет в мешочек, какой – либо предмет и дает каждому ребенку ощупать его. Потом спрашивает: «Что там?» Дети отвечают устно и пишут ответ в тетради. Потом предмет вынимается и ставится на стол, проговаривается его название, кладется рядом табличка, которая прочитывается.
Игра «Что пропало?». На стол кладут 4- 6 предметов или картинок. Затем дети закрывают глаза или отворачиваются. Педагог берет со стола и прячет какой–либо предмет. Дети открывают, и каждый отвечает на вопрос: «Что пропало?» (в устной или письменной форме). Затем педагог показывает предмет, ставит его на стол и кладет рядом табличку с его названием, которое прочитывается каждым ребенком.
Игра «Какой?». На столе раскладываются карандаши, ленты и другие предметы, различающиеся по цвету, размерам и т. д. Все дети закрывают глаза. Педагог (или ребенок) берет один предмет (например, карандаш) и прячет его. Затем у детей (они открыли глаза) спрашивает: «Какой у меня карандаш?». Описанный прием может быть использован и при работе над вопросом «Чей?».
При обучении вопросу «Где?» могут быть использованы сходные приемы. Дети закрывают глаза, педагог (или ребенок) прячет какой – либо предмет, например, зайку. Затем спрашивает: «Где зайка?». Дети отгадывают («В шкафу», «В столе» и т. д.). Угадав, дети произносят (или записывают) словосочетание: «Зайка в столе».
Для активизации запоминания состава слова можно применять кроссворды. Педагог составляет кроссворды по разным темам, используя названия предметов окружающего мира (продукты питания, предметы одежды и др.). Педагог раздает детям карточки, например с кроссвордом, составленным на тему: «Овощи.», в нем 3 –4 –5 слов. Чтобы облегчить задание, можно указать не только тему кроссворда, но и поставить начальные и последние буквы слов. Кроме того, детям можно дать картинки, на которых изображены разные овощи. Педагог следит за тем, как выполняется задание, и если находит у ребенка ошибки, то дает ему карточку с готовым ответом, чтобы он мог видеть правильный ответ, и правильное написание слова.
Кроссворды широко используются при повторении и закреплении материала в работе с детьми.
Психолого–педагогическое изучение детей с нарушением слуха показало, что игровой характер обучения обеспечивает успех в усвоении словесных знаний и умений, соответствует психическим особенностям дошкольников, имеющих нарушение слуха. Играя, они непроизвольно усваивают то, на что в других условиях затратили бы много времени и усилий. Игра способствует созданию положительного эмоционального фона и психологической готовности ребенка к речевому общению.
Одним из наиболее эффективных средств формирования и активизации речевого общения является ролевая игра. К ролевым играм («У врача», «В магазине» и др.) педагог готовит реквизит, придумывает речевой материал и готовит таблички с написанными на них словами и фразами (не более 4 – 5).
Во время игры педагог не объясняет ее ход, а показывает, что следует делать, говорить, т. е. является ее участником. Игра повторяется.