Нелли Ашотовна Паветко
Развитие детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности
Паветко Н. Н.,
музыкальный руководитель МБДОУ №1
г. Армавир
Публикация «Развитие детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности» размещена в разделах
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).
Период раннего детства – это период становления личности ребёнка, формирования его характера, интеллектуального потенциала. В этом возрасте дети непосредственны, эмоциональны, а эмоции – то звено, за которое вытаскивается вся цепь психического развития.
В наш детский сад дети обычно приходят в 1,5-2-х летнем возрасте. Важной задачей в этот период считаю успешную адаптацию, где важно не просто наладить контакт с детьми, но и помочь ребёнку войти в новый, непривычный для него мир детского сада. Стараюсь организовывать музыкальное воспитание маленьких детей в детском саду, с учётом их возрастных особенностей.
Содержанием музыкального воспитания в ранние годы жизни ребёнка является приобщение его к различным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке и освоение некоторых исполнительских навыков.
В раннем возрасте, прежде формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании, потому что их исполнительская деятельность незначительна.
В начале учебного года ставлю наиболее простые задачи. На музыкальном занятии стараюсь главное вызвать эмоциональный отклик детей, то есть оживление, радость и интерес к музыке. Сначала действует небольшая группа детей. Остальные наблюдают, за ними. Малоактивным детям очень полезно видеть, как действуют их сверстники, тогда они скорее включаются в коллективные действия. Постепенно приобретая навыки и опыт движений под пение музыкального руководителя и показ воспитателя, включаются все.
На занятиях с малышами мой голос более приветлив, с высоким тембром. Взгляд более тёплый и заинтересованный, темп разговора и пения медленный, а речь более внятная и обязательно с улыбкой.
Начинать занятие стараюсь с музыки контрастного характера (марш-бег, чтобы сразу вызвать эмоциональное состояние у детей, бодрое и задорное под мелодию «Разминка» сл. и муз. Е. Макшанцевой или «Маршируем дружно» муз. М. Раухвергера, при ходьбе за воспитателем; игривое и лёгкое под музыку «Мы учимся бегать» муз. Я. Степовой при беге в одном направлении с воспитателем.
Проводя музыкальные занятия в течение года, ставлю более усложняющиеся задачи. И думаю, что нового для развития восприятия музыки может дать детям песня, танец, или пьеса для слушания. В этом возрасте малыши очень хорошо слушают музыку. Музыка в оркестровом исполнении, народная музыка в записи вызывает у них интерес. Дети вслушиваются, сопереживают её содержанию. Все их эмоции отражает лицо, глаза, покачивание головой, корпусом или болтание ножками. А иногда они просто замирают и не шевелятся в течение всей пьесы. Слушая песню «Птичка маленькая» муз. А. Филиппеко, пляску «Где же наши ручки?», муз. Т. Ломовой, дети при этом могут непроизвольно двигаться: прячут кисти, вращают кистями рук, топают, кружатся…
Вначале всё связано с речевыми интонациями, как в песне «Собачка», М. Раухвергера: К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С детками играет,
Очень громко лает.
Гав! Гав! Гав! Гав!
В первые дни не все даже произносят «Гав!». Постепенно после моего побуждения и показа воспитателя, появляется протяжность, определённый ритм, у каждого малыша свой, иногда можно отметить даже музыкальную высоту.
К концу года дети подражая взрослому, начинают подпевать отдельные звуки, концы фраз и даже по два-три человека есть активно подпевающих, в таких попевках, как «Ладушки», и «Корова».Е. Тиличеевой.
«Стоит корова на лугу му, му, му, му,
Я молока вам дать могу му,му,му,му.
Его ребята любят пить му, му, му, му.
Могу ребят я напоить му, му,му, му.»
Всеми доступными методами: голосом, игровыми, игрушками и атрибутами, костюмами и шапочками, стремлюсь развивать у детей певческое звучание, увеличивая определённый объём, приемлемых для этого возраста, вокальных навыков.
Музыкально-дидактические игры помогают в развитии всех видов музыкальной деятельности. В раннем возрасте дети уверенно различают тембры музыкальных инструментов : колокольчика, погремушки, барабана, бубна. На предложение поиграть громко или тихо, с интересом реагируют и точно выполняют задание, которое я чередую через одного «Ты громко играешь, а ты тихо» в игре «Барабан» Е. Тиличеевой,
У меня барабан, громко я стучу бам, бам,
Дима палочку возьми, громко в барабан стучи.
У меня барабан тихо я стучу БАМ, БАМ
Саша палочку возьми, тихо Саша постучи.
Маленькому ребенку свойственна потребность в движениях. Окружающие его взрослые должны всеми доступными средствами удовлетворять данную потребность, помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от самого процесса движений. Удовлетворение потребности в движениях малыши получают на музыкальных занятиях в процессе участиях в танцах и плясках, которые проходят в игровой форме. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием выполняют разнообразные движения: хлопки, фонарики, притопы, кружение вокруг себя: «Ай - да», муз. В. Верховинца; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Приседай», эст. нар. мел. обр. А. Роомере; «Гуляем и пляшем», рус. нар. мел, обр. М. Раухвергера…
Основной задачей является побуждать детей начинать те или иные движения с началом музыки и заканчивать с окончанием её звучания. Когда музыка не звучит, предлагаю детям послушать тишину и сказать: «тссс», приложив палец к губам.
В музыкальных играх дети не только двигаются под музыку, но и охотно передают образы персонажей, используя, по показу воспитателя сначала, потом уже самостоятельно характерные движения. С удовольствием изображают тяжёлого и медленного мишку в игре «Догони нас, Мишка» муз. В. Агафонникова, при этом уморительно, кто рычит, кто сопит, а кто укает; игривых и весёлых котят в игре «Кошка и котята» муз. В. Витлина (здесь можно усложнить задание, тем, что Кошка каждый раз меняет своё место в группе, и дети с большей радостью ищут свою Маму); Суетливых и кружащихся птичек в игре «Птички» муз. Т. Ломовой.
Вызвать наибольший интерес к играм, песням и танцам стараюсь включить на занятиях, праздниках и развлечениях предметы и атрибуты- листочки, дождинки, морковки, орешки, грибочки – осенью; снежинки, снежки, белые, прозрачные тюлевые ткани, как сугроб; цветочки, колечки, ленточки, султанчики и платочки –весной и летом.
В раннем возрасте происходит возникновение всех видов музыкальной деятельности, где они слитны в единый комплекс, движение вытекает из слушания, в пение, движения.
Они чётко ещё не разграничены и только начинают формироваться
Предпосылки музыкальных способностей. Наша главная задача, как педагогов вызывать активные эмоциональные действия малышей под музыку, приносить радость общения с музыкой.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
2. «Ясельки» И. Каплунова, И. Новоскольцева, изд. «Композитор Санкт-Петербург» 2010 г. 175 с
3. Арсеневская О. Н. Музыкальные занятия. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2013 .
4. Бабина Н. В., Мельцина И. В. : Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. ФГОС. - СПб: Издательство: «Детство-Пресс», 2017 г.
5. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (младшая группа).-М. ,2009.
6. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. -М. : Айрис-пресс, 2007. - 226 с.
7. Печора, К. Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных