Олеся Козырева
Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста (1–3 года) по средствам дидактических игр.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Справедливо считают зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева,А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и други, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания, так как направлено на обеспечение полноценного интеллектуального развития.
Публикация «Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В процессе проводилась диагностика, описанная Канонко О. Л.
На основании результатов особенностей развития детей, мы поставили перед собой следующую цель и задачи:
Цель: способствовать развитию сенсорных представлений средствами дидактических игр.
Задачи:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Формировать представления детей о форме, величине и цвете предметов.
3. Формировать умение сравнивать предметы по форме, цвету, величине, используя обследование.
4. Развивать умение группировать предметы по форме, величине и цвете.
5. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
6. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
7. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Учитывая отмеченные особенности выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно. На протяжении всей работы по восприятию цвета, величины и формы учитывали индивидуальные особенности детей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложняли. Детям трудно усваивать материал, поэтому предлагались задания в облегченном варианте.
Обучение детей предметов проводилась последовательно. Например, беря в руки шар, учила их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, дети захватывали уже по-другому. Они обхватывали их сбоку, кончики пальцев фиксировали грани, испытывали рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе: они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки. Для накопления сенсорного опыта использовала игры: «Чудесный мешочек»,«Что в мешочке».
Для ознакомления детей с сенсорными эталонами использовали различные дидактические игры.
Условно мы раздели игры поэтапно и их использования на:
• Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Прятки», «В какую коробку», «Самая длинная, самая короткая».
• Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Что куда», «Подбери фигуру», «Прятки».
• Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Спрячь листок», «Подбери цвет», «Куда ступить», «Цветное лото», «Сложи узор».
Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Дети обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Цветочки разные». Не все дети могли справиться с поставленной задачей. Например, некоторые дети не могли правильно подобрать грибки по величине.
На всём протяжении работы старались вносить разнообразие в дидактический материал. Для этого использовались игры самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь цыплёнка», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», и другие, которые вызывали у ребят интерес. Они заинтересованно и увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Ребята научились сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, то есть нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку.
Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Семья». Предложила детям для куклы в красном платье налить чай в красную чашку и поставить чашку на блюдце такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синее блюдце и так далее.
Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм, мы перешли к следующему этапу работы. Закрепляли умения определять цвет, форму и величину предметов, активизировать в речи слова детей о размере, о форме и о цвете предметов и переводили их из пассивного словаря в активную речь.
Дидактические игры, разученные ранее, используются в интегрированном образовательном процессе:
- в образовательной области «Познание» – «Найти предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит машина?», «Палочки в ряд», «В какую коробку?», «Чудесный мешочек».
- в образовательной области «Познание» (экология) – «Ёлочка», «Найди цветок для бабочки», «Собери букет», «Разноцветные поляны».
- в образовательной области «Художественное творчество» – «Сложи узор», «Цветное лото», «Кладовая природы», «Разноцветные капли».
- в образовательной области «Музыка» – «Угадай, на чём играет Петрушка», «Тихий и громкий дождик», «Ножки шагают и бегают», «Кто вышел погулять?».
На этом этапе работы предлагали детям такие дидактические игрушки как башенки из различных геометрических фигур, расписанные матрёшки, геометрические кубы-вкладыши, пирамидки разной величины и разного цвета. Для самостоятельной игровой деятельности ребятам предлагали такие игры как «Коврик», «Найди пару», «Что в мешочке», «Расставь по порядку», «Найди по размеру». Детей не ограничивали в их экспериментальной деятельности. Давали детям возможность разобрать предмет, посмотреть, что внутри. Если у ребёнка возникали трудности, старались подвести его к самостоятельному решению проблемы, тем самым создавали ситуацию успеха.
В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Ежедневная работа была направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержание контакта с семьей. Прежде всего, это родительский уголок. Родители активно участвовали в его оформлении: делали фотографии, совместные рисунки, оформляли семейный опыт. При помощи таких форм работы мы стараемся приобщать родителей к совместной педагогической деятельности. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.
Проведённая в конце года диагностика показала положительную динамику в развитии сенсорных способностей детей. У детей сформировались понятия о цвете, форме, величине, появился интерес к дидактическим играм по сенсорному воспитанию.
В результате проведённой работы у детей изменилось отношение к своим действиям – они настойчиво добивались результата, стремились разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Производили эти действия, дети исследовали предметы и свойства. Дети начали устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить удовлетворяющий их результат, учитывали ошибки и уточняли свои действия. Действия носили характер экспериментирования.
Приложение № 1
Педагогическое исследование МАДОУ №60 города Березники.
Время проведения 5 октября и 15 марта
Группа состояла из 12 человек
Была поставлена задача.
Выявить актуальные уровни сенсорного развития у детей раннего возраста.
Исследование проводилось через вовлечение детей в игровую деятельность, с целью диагностики уровня сенсорного развития.
Для определения уровней сенсорного развития у детей раннего возраста мы использовали диагностику, описанную Канонко О. Л.
Критерии сенсорного развития детей раннего возраста :
1. Цвет:
– не проявляет заинтересованности к цветам – 0 баллов;
- различает цвета на сенсомоторном уровне, использует названия неправильно – 1 балл;
- знает четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) – 2 балла;
- без помощи взрослого соотносит 9 цветов (цвета радуги + черный, белый) – 3 балла;
- имеет четкое представление о 9 цветах - 4 балла.
2. Форма:
- не имеет представление о форме – 0 баллов;
- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме – 1 балл;
- знает круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения – 2 балла;
- без помощи взрослого соотносит пять геометрических форм – 3 балла;
- имеет четкое представление о пяти геометрических формах и называет их – 4 балла.
3. Величина:
- не имеет представление о величине – 0 баллов;
- отличает большие и маленькие предметы – 1 балл;
- соотносит по размеру три величины – 2 балла;
- группирует однородные предметы по размеру – 3 балла;
- правильно использует слова: большой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам – 4 балла.
4. Ориентация в пространстве, во времени:
- ребенок дезадаптирован, не выполняет действия за воспитателем – 0 баллов;
- выполняет просьбу: «Подойди ко мне» - 1 балл;
- понимает слово «скоро», пользуется словами «высоко-низко» - 2 балла;
- хорошо ориентируется в знакомом помещении, выполняет правило: «Каждой вещи свое место» - 3 балла;
- пользуется словами «далеко-близко», «наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра», знает их назначение – 4 балла.
5. Запах, вкус:
- идентифицирует отношение к еде и запахам – 0 баллов;
- знает, что предметы имеют запах – 1 балл;
- имеет любимые блюда, узнает их по запаху и по вкусу – 2 балла;
- определяет качество еды: сладкий, горький, кислый, вкусный – 3 балла;
- идентифицирует продукты по характерным запахам, узнает по вкусу знакомую пищу – 4 балла.
6. Звуки:
- не проявляет заинтересованности к окружающим звукам – 0 баллов;
- берет активное участие в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие – тихие – 1 балл;
- подражает звукам животных, поет, отличает музыку громкую и тихую – 2 балла;
- различает, какой знакомый инструмент играет – 3 балла;
- реагирует на необычные звуки, обращает внимание воспитателя на них, отличает музыку – 4 балла.
7. Тактильные возможности:
- не проявляет заинтересованности к свойствам предметов; пугается красок и глины – 0 баллов;
- проявляет заинтересованность к изобразительным материалам – 1 балл;
- различает слова и понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий» - 2 балла;
- в повседневной жизни обращает внимание на свойства предметов, демонстрирует свои знания взрослым и детям – 3 балла;
- с закрытыми глазами узнает на ощупь свойства предметов – 4 балла.
Уровни знаний детей в области сенсорного развития распределяли по полученными детьми баллами:
28 - 26 баллов – высокий уровень сенсорного развития;
25 - 22 баллов – достаточный уровень сенсорного развития;
21 - 15 баллов - средний уровень сенсорного развития;
14 - 8 баллов – удовлетворительный уровень сенсорного развития;
7 - 0 баллов - низкий уровень сенсорного развития.
в практической деятельности.
Работа с детьми проводилась с диагностической целью, поэтому мы моделировали различные формы взаимодействия с детьми наблюдение, беседы, дидактические игры и упражнения.
Все данные в ходе констатирующего эксперимента мы заносили в таблицу и в итоге получили такие результаты.
Приложение №2
Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в начале года
Фамилия Имя ребенка Критерии Кол-во баллов Уровень
Высокий уровень – 16% - 2 человека
Достаточный уровень – 25% - 3 человека
Средний уровень – 43% - 5 человека
Удовлетворительный уровень – 16% - 2 человека
Низкий уровень – не наблюдается
Исследование показало что в начале года 16 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 43 % детей средний уровень, у 16 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
Приложение №3
Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в конце года.
Фамилия Имя ребенка Критерии Кол - во баллов Уровень
Высокий уровень – 25% - 3 человека
Достаточный уровень – 34% - 4 человека
Средний уровень – 34% - 4 человека
Удовлетворительный уровень – 1% - 1 человека
Низкий уровень – не наблюдается
В конце года у 25 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 34 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
Таким образом, результаты исследования показали, что проведенная работа, способствовала сенсорному развитию у детей раннего возраста.