МААМ-картинки

Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров

Люда Бурнина
Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров»

Родное слово – основа

всякого умственного развития

и сокровищница всех знаний»

К. Д. Ушинский

Бурнина Людмила Николаевна

МБДОУ «ДСКВ» № 37

Публикация «Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» размещена в разделах

Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем возрасте является овладение родным языком. Фольклорные произведения отражают богатство русского языка и способствуют развитию речи детей раннего возраста.

Работая в дошкольном учреждении, я заметила, что дети совершенно не могут играть вместе, уже у детей раннего возраста присутствуют такие качества как: злость, жестокость, агрессия. Дети дерутся, толкаются, забирают игрушки, кусаются. Это связано не только с тем, что у многих отсутствуют нравственные качества, но и с речевыми возможностями детей. Поэтому особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное развитие речи. Передо мной стала задача, как научить малышей свободно пользоваться родным языком. В непосредственном общении с другими людьми, правильно и понятно для окружающих выражать свои мысли в устной речи. Благодаря своей заинтересованности, поэтому я стала углубленно заниматься данной проблемой.

Проанализировав уровень речевого развития детей своей группы, поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности и интереса к русскому фольклору.

Я убеждена, что если использовать русское народное творчество наряду с современными методиками обучения, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей, улучшится речь ребенка.

Новизна моего опыта заключается в усовершенствовании методических приёмов по развитию речи детей раннего возраста при помощи малых фольклорных форм.

Прослеживается чё ткая связь между разными видами деятельности: речевой, игровой, познавательной, музыкальной, изобразительной, свободной самостоятельной деятельностью. Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

В своей работе я использую следующие принципы.

Принцип активности и посильной самостоятельности:

—Это активное соучастие и сотворчество воспитателя и ребёнка. Нужно приложить большие усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у малышей двух лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения — что-то подтвердить или возразить ( хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот» и т. п., но эта речевая активность возникает только в том случае, если я сумела заинтересовать своих воспитанников.

Мне необходимо было вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, создать эмоциональное взаимодействие, передавая смысловое содержание текста, как бы заражая малыша своим настроением.

Я предлагаю малышам включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать»

Принцип познавательной активности — один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения я поддерживаю внимание детей. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приёмами в течение занятия. Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям, особым образом реагируя на мой голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Какими же приёмами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности?

Прием инсценирования, использование всех средств наглядности синхронно с чтением.

Прием действенного соучастия – это активное вхождение детей в развертывающее перед их глазами действия.

Динамический акцент – это сочетание действенного показа игрушки на фрагментах текста; ее перемещения, приведения в действие частей игрушки помогает понять смысл прочитанной строчки.

Усилия зрительных впечатлений – это поддержание ориентировочной активности, наглядными средствами: изменения (в самой игрушки, замена ее, либо нахождение ее); исчезновение или внезапное появление в несколько измененном виде. Например: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. Например: «Кисонька-Мурысенька»,

Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свёртывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст. например «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок»

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: повтор занятия через определенное время. Такие принципы в работе показали, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Возникает так называемое доминантное торможение. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, Петушка-золотого гребешка, котика, собачки, красивой куклы.

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит мне создать у детей целостное восприятие и прочтение текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь я выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читаю всё произведение в целом, от начала до конца. Например: «Смотрит солнышко в окошко»

На основе дидактических принципов и опираясь на них, я использую следующие приемы ознакомления детей с художественной литературой:

1. Чтение с показом картинок.

2. Чтение с показом сюжета или обыгрыванием сюжета с детьми.

3. Составление сюжета на фланелеграфе

4. Театрализация, скажи за героя.

5. Пальчиковый театр при заучивании потешек.

Важными условиями ознакомления детей раннего возраста с малыми формами фольклора являются :

отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);

создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности.

Свой опыт систематизировала в едином сюжетном контексте с содержанием практического, игрового и текстового материала.

В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:

использование фольклорных произведений на занятиях;

чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;

в играх (дидактические, пальчиковые, подвижные, хороводные, игры-забавы, элементы театрализации)

использование фольклора в режимных моментах;

Усовершенствовала систему работы с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей : провела анкетирование «Использование малого фольклорного жанра в семейном воспитании»

Какие малые формы фольклора вы знаете?

Какие вы используете с детьми?

С какой целью?

Загадываете ли детям загадки? Как часто?

Какие потешки, прибаутки, пестушки вы знаете?

Поете ли вы своим детям колыбельные песенки? Какие?

Как вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?

Критерии оценки результатов: 1балл – нет, 2 балла – сомнения, 3 балла – да.

Результаты анкетирования показали: высокий уровень-15%,

Средний уровень -58%, низкий уровень- 27%.

Высокий уровень: родители знакомят детей с детским фольклором, проявляют интерес к малым фольклорным жанрам

Средний уровень: родители частично проявляют интерес к малым фольклорным жанрам, знакомят детей в домашних условиях с русским народным творчеством.

Низкий уровень: родители не проявляют интереса к малым фольклорным жанра

Совместное развлечение «Путешествие в мир сказки»

Круглый стол для родителей: «Дети любят потешки, пестушки»

Участие родителей в конкурсе на лучшее оформление «Книжки-малышки»

Выставка для родителей детского устного народного творчества «Шутки- прибаутки».

18слайд фотографии

Консультации: «Роль фольклора в развитии детей», «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста», «Использование малых фольклорных произведений и фундамент развития речевых навыков и умений в работе с детьми раннего возраста», «Фольклор-устное народное творчество», «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста» ,-родительские собрания- «Значение фольклора в русских традиций вашей жизни»,

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. В своей работе ставлю целью достичь следующих результатов: - понимать обращённую речь, - свободно использовать простые предложения, - вступать в контакт со взрослыми, - выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства, - воспитывать в детях любовь к народной поэзии и родному краю, - обеспечить общительность, доброжелательность, - развить психические процессы, способствующие накоплению сенсорного опыта, - установить контакт с малышом в адаптационный период, - воспитать положительное отношение к режимным моментам. В результате целенаправленного и систематического использования фольклора на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети стали легко понимать речь, отвечать на вопросы, вступать в речевые контакты с воспитателем и близкими людьми. Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

Одним из определяющим фактором является развивающая предметная пространственная среда: На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, подержания интереса к занятиям физическими упражнениями. Составила картотеки пальчиковых игр, изготовила настольные театры: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Два жадных медвежонка. Пальчиковые (вязанные) театры: «Колобок», «Теремок», к потешкам «Огуречик- огуречик», «Вышла курочка гулять» Кукольные би-ба-бо: «Теремок» ,«Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса». Консультации для педагогов: «Роль детского фольклора в воспитании и развитии детей младшего возраста», «Применение фольклора в режимных моментах Конспекты занятий: «Котенька- коток», «А у нас в гостях матрешки», «Матрешки – затейницы», «Лиса и лисята», «Два жадных медвежонка»…. Русские народные сказки на фланелеграфе: «Курочка ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Красная шапочка», «Гуси лебеди», «Гадкий утенок», «Заюшкина избушка» Подготовила атрибуты: кокошники, маски.

Выводы.

Детский народный фольклор оказывает глубочайшее влияние на развитие ребенка, прививая ему буквально с рождения чувство прекрасного, музыкальность, эмоциональность, развивая творческие способности, речь, память, интеллект, а с другой стороны, формируя его духовно, нравственно, определяя его мировоззрение. Творчество обогащает личность, жизнь ребёнка становится более интенсивной и содержательной. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление. Положительные результаты подтверждают эффективность построенной мною системы работы с детьми. Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Список литературы.

1. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4

2. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»// Дошкольное воспитание, 1995г. №9

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду. Практическую деятельность с детьми строю на следующих.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора В последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть I неиссякаемых.

О роли малых фольклорных жанров в период адаптации детей младшего возраста к детскому саду Изучая исследования психологов Л. Н. Павловой и Н. Н. Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора.

Анализ работы по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Анализ работы по самообразованию за 2016–2017 учебный год Постоянно повышаю свой профессиональный педагогический уровень. Стараюсь участвовать.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Презентация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста» Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное.

Презентация «Использование малых фольклорных жанров в режимных моментах с детьми 2–3 лет» Проблема современного общества (молодых родителей, в том, что они почти не разговаривают со своими детьми, заменяя «живое общение», молчаливым.

Развитие речи детей раннего возраста посредством реализации направления «Художественно-эстетическое развитие» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться говорить….

Роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 19:13
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» (включая файлы) размещена пользователем Люда Бурнина (УИ 507134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД