Ирина Феоктистова
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством освоения ими предметной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Каждый человек, появившись на свет, уже готов к восприятию мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной. А формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством освоения ими предметной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Сенсорное развитие (воспитание) означает целенаправленное совершенствование у детей процессов ощущения, восприятия, представления.
Однако сенсорное воспитание эффективно только тогда, когда оно неразрывно связано с повседневной, естественной жизнью ребёнка, которая наполнена активными действиями, направленными на исследование окружающих предметов и объектов. Сенсорное восприятие не может идти умозрительно! Поэтому особую актуальность в плане сенсорного развития дошкольников приобретает предметная деятельность.
Предмет, который ребёнок осматривает, воздействует на зрительное восприятие. С помощью рук малыш ощущает его твёрдость, шероховатость и пр. Звуки, издаваемые предметом, развивают его слух. Это уже значительная часть развития маленького человека – непосредственное чувственное познание действительности. Когда же ребёнок путём манипуляций с окружающими его предметами осваивает разнообразные действия, он непроизвольно запоминает цвет, форму и свойства динамики; развивается моторика, координация движений и память. То есть, с одной стороны – предметная деятельность малышей – часть сенсорного воспитания, с другой стороны – это универсальный путь развития ребёнка, в процессе прохождения которого развиваются все сенсорные способности, обогащается речь, расширяется кругозор и игровой опыт детей раннего возраста.
В период от одного года до трёх лет необходимо обеспечить ребёнку максимальные возможности для ознакомления с самыми разнообразными предметами и помочь овладеть ему всеми возможными действиями с этими предметами.
Это поможет сформировать основу для полноценного интеллектуального развития дошкольника, так как направит в русло единой системы основные познавательные процессы ребёнка, включая речь.
2. Теоретическая часть.
Сенсорное развитие детей раннего возраста – уникальный в своем роде процесс. Уникальность этого раздела дошкольного воспитания отличается особым единством взглядов всех исследователей, занимавшихся в разное время проблемами сенсорики.
Н. И. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Е. Журова, Э. Г. Пилюгина, И. Н. Павлова, Г. А. Тумакова, В. Н. Аванесова и другие, - все перечисленные исследователи, отличаясь нюансами методического плана, сходятся во мнении, что основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, игры, звукового анализа, труда в природе и других аспектов.
Это вполне естественно, так как развитие сенсорных процессов «само собой» в ходе самостоятельной деятельности детей (или бессистемной совместной деятельности с воспитателем) затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач – выполнять собственно практические действия и вместе с тем воспринимать, и анализировать предмет. Поэтому целенаправленная манипулятивная предметная деятельность должна предваряться (и параллельно сочетаться) с совершенствованием сенсорных процессов.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста. В процессе обследования малыши овладевают умением воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.
*Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1991, с. 9.
Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.
Выделенные как содержание сенсорного воспитания, эти свойства становятся объектом специально организованного восприятия. В результате этого процесса происходит успешное овладение ими и создаётся основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей.
Поэтому педагогу важно представлять себе, с чего начинать сенсорное развитие своих воспитанников. В этом хорошим подспорьем являются разработки Э. Г. Пилюгиной. Тематическое планирование индивидуальных или подгрупповых занятий и игр направлены на обследование предметов окружающего мира с целью выделения их свойств, ознакомление их с цветом, формой и овладение азов предметной деятельности. Это является отличным фундаментом для дальнейшего успешного овладения действиями с предметами.
При обследовании предмета перед использованием его в деятельности (например, в рисунке или конструировании) главное внимание ребёнка обращается на контур, основные части. Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет).
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже).
4. Вычленение (если есть) более мелких частей этого предмета и установление их пространственного отношения к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применён для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщённым.
Если сравнивать способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные результаты. Это определяется самими задачами деятельности : в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление как о целом предмете, так и о его частях. В процессе труда в природе детям важно лишь отличать сухую землю от влажной, рыхлую от плотной, культурное растение от сорняка и для этого достаточно иметь представление об отдельных характерных признаках почвы, растений.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Сложность обследовательских действий также должна дифференцироваться в зависимости от возраста детей. Ещё необходимо учитывать, что период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития. Поэтому при повторном занятии действия с предметом не должны копироваться полностью: простое копирование может привести к механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей.
Главное – наличие системы действий, в процессе которых дети будут подготовлены к освоению всего комплекса «эталонов». Комплекс эталонов, или, по выражению Э. Г. Пилюгиной, «эталонная система» включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, а также чёрный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большой, средний, маленький). Поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребёнка представления именно об этих эталонах.
Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. Она оказывает особое воздействие на умственноё развитие ребёнка. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная задача педагога – с помощью таких игрушек обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор предметов по их сходству и различию.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрёшками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они образуют дидактическую систему, связанную с обучением ребёнка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Ещё они учат думать. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
«Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления». Дидактические игрушки напрямую развивают руку ребёнка (ручную умелость) и мелкую моторику пальцев. Дети с такой подготовкой обычно более готовы к мыслительной деятельности, к экспериментированию, выполнению различных конструктивных действий.
Игры и действия с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Следовательно, развивается и память.
Процесс работы по сенсорному развитию детей через предметную деятельность требует освоения детьми системы специальных умений и навыков, которые обычно называются техникой деятельности. Наиболее сложна она там, где требуются действия с инструментами (лопаткой, ножницами, кистью и т. п.)
Имеют свою технику и те виды деятельности, которые связаны с манипуляцией игрушками в процессе разнообразных игр. Но все они требуют целенаправленной работы педагога, основанной на определённых принципах :
1. Системности – продуманной совокупности разнообразных форм работы с детьми, направленной на решение поставленных задач
2. Личностно-дифференцированного подхода – учёта возраста детей, физических и личностных особенностей
3. Игрового взаимодействия, обеспечивающего малышам привлекательность всех видов деятельности.
4. Здоровьесбережения – соблюдение санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к предметно-развивающей среде группы и к самим игровым атрибута и дидактическому оборудованию.
3. Практическая часть
Выбор данной темы для углублённой работы с малышами обусловлен не только её объективной актуальностью, но и насущными потребностями.
Дети, пришедшие к нам в группу раннего возраста в 2006-2007уч. году отличались особой подвижностью, любознательностью, стремлением изучить всё, что окружает их вокруг. Однако умение манипулировать с предметами, игрушками и дидактическими атрибутами, согласно результатам наблюдений, за детьми и данным диагностики, было на низком уровне у всей группы.
Большинство детей владели умениями группировки по цвету и величине, многие – испытывали сильнейшие затруднения в соотнесении по форме. Ни один ребёнок не мог обследовать предметы тактильным способом. За критерии мной были взяты данные, разработанные Е. В. Волосовой и представленные в исследовании «Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
На лицо явная проблема: дети с охотой идут на контакт со взрослым, подвижны, любят действия с игрушками и совместные игры, но не имеют должного уровня в сенсорном развитии, что резко тормозит их сенсорное развитие, являющееся фундаментом для развития интеллектуального (что особо актуально в условиях нашего ДОУ, имеющего приоритет деятельности по интеллектуальному развитию дошкольников). Из данной проблемы вытекает ещё одна проблема: ограниченные сенсорные умения и способности, неумение правильно действовать с предметами ограничивает речевое развитие малышей.
Проанализировав исходное положение дел, я поставила перед собой следующую цель:
Создать в процессе образовательной деятельности с детьми раннего возраста систему работы по развитию сенсорных способностей через освоение действий с предметами.
Для достижения данной цели я наметила ряд конкретных задач:
1. Обогатить предметно-развивающую среду группы игровыми пособиями, направленными на сенсорное воспитание детей раннего возраста.
2. Организовать сотрудничество с родителями в вопросах освоения детьми предметной деятельности и закрепления в ней полученных представлений о сенсорных эталонах.
3. Обогатить педпроцесс разнообразными играми, обогащающими условия для непринуждённого и увлекательного сенсорного развития малышей.
4. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при подборе дидактических игр и игровых действий для индивидуальной работы с детьми.
В связи с тем, что в последнее время выходит много исследований, затрагивающих в комплексе многие аспекты развития дошкольников, я начала деятельность по решению намеченных задач с изучения методической литературы. Несмотря на большой стаж работы с малышами, я обнаружила много свежих идей, вписывающихся в систему деятельности нашего ДОУ и обогащающих процесс развития личности ребёнка.
Так, исследования В. М. Сотниковой и Т. Е. Ильиной помогли мне обновить и пополнить предметно-развивающую среду в группе : пополнялось не только дидактическое оборудование специального (сенсорного) назначения, но и кукольные, игровые уголки, уголок природы и все остальные зоны. Ведь в каждом из уголков, игровых и развивающих зон имеется оборудование (предметы, игрушки, инвентарь, направленное на совершенствование предметной деятельности, в процессе которой совершенствуется и познавательное (сенсорное, речевое) развитие детей раннего возраста. Упор был сделан на то, чтобы детям было уютно, поэтому мы изменили цветовую гамму, отдав предпочтение нежным, пастельным тонам. В такой обстановке дети не только не устанут, но и не будут отвлекаться от цвета, формы, величины обследуемых или используемых в игре предметов. Игрушки расположили так, чтобы они были лишь приближены к ситуативно-игровым действиям, давая малышу возможность выполнить с ними любые необходимые манипуляции.
Новые работы Э. Г. Пилюгиной, опыт работы с малышами московских педагогов, опубликованный в приложении к журналу «Обруч», а также новинки игровых упражнений, имеющиеся на страницах журнала «Ребёнок в детском саду» помогли наполнить совместную деятельность с детьми разнообразными, ранее не используемыми играми и игровыми упражнениями.
Следующее важное направление деятельности – сотрудничество с родителями. Родители для малыша – самые родные люди, имеющие непреклонный авторитет в глазах ребёнка. Важно, чтобы они это понимали и использовали в благих для ребёнка целях.
Для этого на вводном родительском собрании я не только знакомила родителей с планами на учебный год, но и объяснила им значение ПРАВИЛЬНОЙ игры в развитии их детей, ГРАМОТНОЙ игровой обстановки. Родителям были даны рекомендации – какие игры покупать малышам и как с ними играть. Для многих взрослых было открытием то, что самостоятельная игра в раннем возрасте не имеет развивающей пользы. Пока взрослый не научит ребёнка играть, не покажет ему способы манипуляции с игровыми предметами и не построит взаимодействие должным образом, развивающего и обучающего эффекта от игры не будет.
Родители приняли активное участие в обновлении игровых атрибутов группы. Мы старались поддерживать с ними «обратную связь» - в индивидуальных беседах делились наблюдениями за тем, как дети использовали атрибуты, изготовленные родителями, чему они научились, как приобретённые навыки закрепить в домашних условиях. Для родителей готовились консультации, причём мы старались избегать наукообразного дидактизма, а излагали информацию живым, «житейским» языком. Данные консультации давались папам и мамам «на дом», по библиотечному принципу. Следовательно, родители могли изучить их в спокойной обстановке, подумать и затем задать возникшие вопросы.
Самый главный аспект деятельности – непосредственная работа с детьми.
Сенсорное воспитание малышей через овладение ими предметной деятельности не может идти в отрыве от других аспектов развития детей – оно проходит через весь процесс развития, воспитания и обучения воспитанников в группах раннего возраста.
Поэтому, система деятельности по актуальному вопросу включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ БЛОКА – работа на занятиях и совместная деятельность воспитателя с детьми.
ЗАНЯТИЯ в группе раннего возраста, на которых деятельность по сенсорному развитию была специально организована – это собственно сенсорный цикл. Элементы сенсорных игровых упражнений могут и должны использоваться и на занятиях по развитию речи.
В 1-ой младшей группе я проводила более насыщенные занятия – это цикл познавательных занятий, сочетающий в себе ознакомление детей с окружающим миром плюс сенсорное воспитание через активную деятельность с предметами.
Итак, на занятиях по сенсорике в группе раннего возраста я старалась организовать игровое место малыша таким образом, чтобы у ребёнка возник интерес к изучению свойств предметов, стремление к обследованию их. Требовалось определённое терпение и прямое, но ненавязчивое и тактичное руководство, чтобы дети переходили от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с предметами. Сначала дети добивались результата случайно, т. е. срабатывал автодидактизм. Однако постепенно они начинают видеть, что игрушка, например, исчезает, если попадает в соответствующее отверстие в коробочке. Они на практике осваивают, что кольцо, нанизанное на стержень пирамидки, обычным путём к себе не приблизишь, его надо непременно приподнять вверх и снять. Эти моменты интересуют детей, они начинают многократно повторять действия с предметами.
Постепенно от многократных действий дети переходили к предварительному примериванию, например, вкладышей к рамкам, отыскивая идентичные. Это свидетельствовало уже о качественно новом этапе в развитии ребёнка : умению сопоставить предметы зрительно.
Я старалась чётко придерживаться системы, обеспечивая перспективу в развитии детей. Это привело к тому, что воспитанники начали выполнять задания на соотнесение разнородных предметов по цвету, уже без автодидактизма, а на основе многократного зрительного сравнения.
Содержание занятий было направленно и на развитие руки детей. В самом начале учебного года ребёнок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соотвтетсвующих гнёздах, то постепенно, чтобы «посадить» грибок в маленькое отверстие, ему необходимо было управлять движениями пальчиков, делая их более целенаправленными. Это происходит под контролем зрения и осязания, предвосхищающих результат действия. Малыш уже точно знает, что грибок попадёт в отверстие и будет прочно размещён на столике.
Большое внимание уделялось занятиям и на группировку предметов по величине, форме, цвету. Дети стали удерживать в памяти последовательность действий. Они запоминали, что должны не только брать предметы и раскладывать их по разным местам, но и учитывать цвет, величину, форму.
Мы упражняли детей в нанизывании на стержень и на конус больших и маленьких колец, произвольно и по убыванию в величине; занимались складыванием матрёшки с одним и двумя вкладышами; группировали по форме и величине однородные предметы, и т. д.
Занятия были разными, но есть общее условие проведения всех занятий по сенсорному развитию – это игровое взаимодействие, основанное на неподдельном интересе взрослого к процессу, и постоянное словесное комментирование выполняемых действий, по возможности – с привлечением к проговариванию и малышей.
Достигнув возраста 1 младшей группы, мы активно продолжили качественное развитие детей на занятии. Однако занятия уже представляли собой ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ в полном смысле этого слова: ознакомление с разнообразными явлениями и объектами окружающего мира гармонично сочеталось с совершенствованием сенсорных способностей и умений действовать с самыми разнообразными действиями. Работая на таких занятиях, дети не только достигали результата – я старалась побуждать малышей к тому, чтобы они самостоятельно исправляли допущенные ошибки.
Помимо занятий, которые, хотя и представляют собой систему деятельности, обеспечивающую перспективу сенсорного развития детей, но всё же занимают лишь небольшую часть образовательного процесса, манипуляциями с предметами насыщена и СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ воспитателей с детьми. В группе раннего возраста это увлекательные игры, в основном направленные на освоение сенсорных свойств через обследование предметов. В 1 младшей группе она становится более насыщенной. Используются действия с предметами в дидактических и развивающих играх, в играх-конструированиях, в сюжетно-дидактических играх, в подвижных играх и в играх-экспериментированиях с элементами труда в природе. Во всех этих формах работы с малышами я использовала: игрушки (мягкие, резиновые, пластиковые; посуду и др., действия с пирамидками, матрёшками, рамками-вкладышами, бусинами, шариками; спортивные атрибуты (кегли, погремушки, флажки, палочки, мячики). Использовались и инструменты, позволяющие исследовать свойства воды, песка, света при условии правильных действий с инструментарием.
Очень помогли в работе по сенсорному развитию малышей игры-занятия с использованием фланелеграфа. Преимущественно они использовались в индивидуальной работе с воспитанниками. Выкладывая фигурки, дети не только запоминают их цвет, форму и сравнивают по величине, но и учатся ориентироваться на плоскости, упражняются в составлении предметов из частей и даже несложных сюжетных композиций, в симметричном расположении предметов, в чередовании их по определённым признакам. Развивается ловкость детских пальчиков, ведь фигурку надо правильно взять и приложить к фланелеграфу строго определённой стороной. Ещё один плюс данных упражнений – они готовят ребёнка к декоративному рисованию и аппликации, которые им предстоит осваивать в дошкольных группах.
Нельзя переоценить влияние совместной сюжетно-ролевой игры на развитие умений детей действовать с предметами. Я уделяла пристальное внимание системному использованию данного вида игр. Разнообразие предметов вытекает из сюжетов игр. Это и предметы-заместители, и посуда, и кукольная одежда, и строительные материалы… Действия с данными атрибутами не только развивают сенсорные способности (цвет, форма, величина, тактильные ощущения). Развивается память, логическое мышление, элементы воображения. Развиваются элементы навыков, связанные с самообслуживанием, посильным бытовым трудом, конструктивные навыки. И всё это сопровождается постоянной речевой работой. Следовательно – налицо комплексное интеллектуальное развитие малышей, которое стимулируется системной предметной деятельностью.
В процессе работы с малышами по актуальному направлению я старалась находить новые, интересные идеи и делиться ими с коллегами, работающими в нашем ДОУ с детьми раннего возраста. Я подготовила для них консультации, которые помогли им обогатить собственную работу по сенсорному развитию дошкольников.
Организованная таким образом работа дала конкретные результаты.
Их отражают данные диагностики как за период пребывания детей в группе раннего возраста, так и за период первой младшей группы.
Это стойкая положительная динамика в системе основных сенсорных способностей и в параллельном развитии речи малышей.
В среднем динамика в усвоении детьми программы на высоком уровне составляет 20%. На среднем уровне – от 50 до 70% дошкольников. Эти цифры варьируются (см. таблицу результатов диагностики, но наличие общей тенденции – успешного развития сенсорных и речевых способностей детей с одновременным развитием речи – налицо.
Изменилось и содержание самостоятельных детских игр: отсутствует бездумное перекладывание игрушек, затруднения в их использовании. Дети манипулируют ими целенаправленно, достигая конкретных результатов своих действий.