Наира Григорян
Развитие чувства ритма у детей через игры
▼ Скачать + Заказать документы
В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха
и формирования ритмических способностей.
Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи.
Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка.
Поскольку игра - это основной вид деятельности
в дошкольном возрасте, то целесообразно развивать чувство ритма
у детей в виде творческой игры.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей через игры» размещена в разделах
Актуальность работы: развитие музыкально-ритмических способностей, которые способствуют формированию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, с помощью музыкальных игр.
Цель работы: помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей посредством музыкальных игр.
Задачи:
Создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников.
2) Развивать у детей звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма и метроритмические чувства, рече-двигательную координацию, навыки элементарного импровизационного движения в процессе музыкальных игр.
3) Провести работу в социуме, с воспитателями и родителями, чтобы повысить эффективность развития музыкально-ритмических способностей у дошкольников.
Чтобы лучше понять тему, предварительно я изучила опыт известных ученых педагогов. Так мне стало известно, что систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века Э. Ж. Далькроз.
Он создал систему ритмических упражнений, в которых музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. А также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре – прообразе будущей серьезной жизни. Э. Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера, интеллекта человека.
Широко известен австро-немецкий педагог-музыкант и композитор Карл Орф, чья система музыкального воспитания детей основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование, а так же ритмические и мелодические упражнения.
Так же К. Орф считал наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры : ударные (мелодические и немелодические, духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.
Музыкально-ритмическим воспитанием детей и юношества в нашей стране занимались такие специалисты как А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина и их ученики – А. Н. Зимина, М. Л. Палавандашвилли.
По мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…».
Из современных педагогов-новаторов хочется выделить И. Каплунову и И. Новоскольцеву. Они создали программу «Ладушки», являющуюся оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности. Элементы программы «Ладушки» вошли в основу моего методического обеспечения.
Программа «Ладушки» (И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой) ориентирована на возраст от трех лет и представляет собой план работы по музыкальному воспитанию дошкольников. Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме.
Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.
Сама серия «Ладушки», помимо основной программы, состоит из разных тематик и одна из них: «Этот удивительный ритм» пособие по раз-витию чувства ритма.
Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма и содержит увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми.
Их также могут использовать воспитатели, логопеды на занятиях в качестве физкультурных минуток. К сборнику прилагается дидактический материал - таблицы и картинки.
Для того, чтобы выполнять свою задачу по развитию чувства ритма с помощью игры, мне пришлось начать создание определенных условий. Развивающая среда была призвана предоставить детям возможность обучаться в комфортной творческой обстановке.
Конечно в моем детском саду эта среда ещё только совершенствуется, но я уже успела многое сделать.
У меня имеется атрибутика (игрушки и картинки) для музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма из пособия И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». К тому же часто разрабатываются и изготовляются декорации, постепенно пополняется костюмерная.
Я начала работу с педагогами детского сада, а так же с родителями.
Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах имеются :
-шумовые и музыкальные инструменты;
- воспитатель иногда сам проводит музыкально-дидактические игры;
Одной из важнейших задач по работе с педагогами-воспитателями является согласованность действий. С этой целью проводились следующие мероприятия:
- Беседа о «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
- Консультация «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов».
-Консультация «Музыкальная игрушка» (объяснялось, для чего в каждой группе нужны шумовые и музыкальные инструменты).
- А так же каждому воспитателю давалась информация о содержании раз-личных музыкально-дидактических игр с целью проведения их внутри группы в свободное от других занятий время.
Большое значение для развития музыкальных способностей имеет тесный контакт с семьей. Работа с родителями по вопросам музыкального развития проводилась мною посредством беседы. Им рассказывалось «Как развивать музыкальный слух у детей», о важности «Музыкального воспитания в семье». Так же давались рекомендации о том, как «Учить ребёнка слушать музыку» и почему дошкольникам важно «Петь перед сном…».
Прежде чем начать работу в социуме на предмет дальнейшего развития ритмических способностей у детей из старшей-подготовительной группы, я занималась с ними в музыкальном зале. Давала разнообразные творческие задания-упражнения в игровой форме. Это делалось не только с целью развития ритма, но так же помогало раскрепощению ребят. Постепенно выступая друг перед другом, перед воспитателями и родителями – мои дети из старшей-подготовительной группы смогли дойти до того уровня подготовленности, чтобы выступить со своими номерами в общественной среде.
Девочки танцевали танец в Доме Культуры на День села. Теплая поддержка взрослых во время и после выступления благоприятно повлияла на желание дошкольников и дальше заниматься ритмикой, участвовать в ритмических играх и выступать на сцене.
Так же девочки и мальчики выступили на 9 мая, 70-тилетие Великой Побе-ды, там они пели и танцевали. После чего я отметила так же позитивные эмоции и положительный эффект в плане ритмического развития.
Моя работа велась в течение двух лет с различными группами дошкольного возраста, с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей.
Когда я только пришла в сферу музыкального руководства и увидела проблемы, которые мне нужно решить, я поставила себе некоторые цели для выполнения. Одной из этих целей было «Развитие чувства ритма», потому что многие ребята очень отставали в этом плане.
Тема развития ритма при ближайшем рассмотрении явилась для меня очень интересной и многогранной, что подтолкнуло к более глубокому, тщательному ее изучению.
В дальнейшем, знакомясь с опытом ученых и педагогов, работавших и работающих в сфере ритмической деятельности, я выделила для себя наиболее интересный и эффективный, по моему мнению, способ развития чувства ритма у детей дошкольного возраста. Способ этот заключался в музыкально-ритмических развивающих играх, имеющих настолько большой потенциал, что их можно было использовать практически везде, не ограничиваясь рамками музыкального зала. Дома, в ДОУ, на улице, на праздниках – повсюду уместны и удобны музыкально-ритмические игры. Их существует великое множество, так что на каждый случай, ситуацию или конкретное место можно найти, как минимум пять ритмических игр, полезных ребенку.
Польза музыкально-ритмической игры неоценима и помогает развитию эмоционально-образного восприятия, выразительности движения и многим другим психическим процессам в организме ребенка.
Взяв за методическую основу элементы программы «Ладушки» Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой, я активно применяла музыкально-ритмические игры на своих уроках и подготавливала развивающую среду. Так же проводились беседы с педагогами и родителями о пользе ритмического развития, приводились нехитрые, но эффективные при-меры игр.
С течением этих двух лет моей работы у многих моих воспитанников дет-ского сада я отметила успехи в развитии музыкально-слухового восприятия. У детей появилась уверенность в своих силах, движение под музыку приносит им истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений, стал более развитый звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма. Ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, шлепках, на музыкальных инструментах, но и в передаче метроритмической организации музыки с помощью движений в музыкальной игре.
Таким образом, хочется сказать, что работа по развитию у детей чувства ритма дала свои положительные результаты. Конечно, не все идеально и мне есть куда стремиться, в некоторых группах есть очень сложные случаи и для того, чтобы появился положительный эффект - нужно заниматься более длительный срок. Для проверки моей работы с такими «сложными» детьми, я планирую дальнейшую диагностику эффективности музыкально-ритмических игр. Диагностика представляет из себя разработку заданий и диагностических карт для определения уровня музыкальных способностей детей в каждой возрастной группе ДОУ, основанную на работе О. П. Радыновой. У меня уже есть некоторые начальные данные об уровне ритмического развития таких дошкольников и я собираюсь сделать конечное тестирование, чтобы убедиться в результативности занятий с ними.
На данный момент я могу с уверенностью сказать, что мой интерес к теме моего доклада горит все ярче и я постараюсь раскрыть эту тему ещё глубже в