Елена Юрьевна Шайхелисламова
Семинар-практикум «Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.
Форма проведения: семинар – практикум.
Игра «Здравствуйте»:
Дети и взрослый стоят по кругу. Исполняется пять поочередных шлепков по коленям, говоря: «таба-даба-дам», далее три хлопка, говоря: «здравствуйте!» Так два раза. На третий раз взрослый поворачивается к стоящему справа ребенку, и, произнося «здравствуйте!», хлопает в ладоши ребенка. Остальные делают предыдущие движения. Вслед за взрослым поворачивается следующий ребенок, затем следующий и так до тех пор, пока взрослый не встанет в круг лицом и все дети, образуя снова круг.
Публикация «Семинар-практикум „Влияние чувства ритма на развитие речевой активности детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Теоретическая часть: (СЛАЙД 2)
Ритм. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи и т. д.
(СЛАЙД 3) Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Практическая часть.
1. Игры с картинками. (СЛАЙД 4)
Знакомство с элементами музыкальной речи, основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д. (СЛАЙДЫ 5, 6, 7).
2. Чтение слов в ритме. (СЛАЙД 8)
Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во).
(СЛАЙД 9).
3. Ритм с использованием «звучащих жестов». (СЛАЙД 10).
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Часто к этому добавляется звучащий жест. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа - немецкого композитора и педагога. Существует так называемая «орфовская педагогика», помогающая педагогам-музыкантам развивать у детей ритмические способности и тем самым способствовать развитию речи.
Звучащие жесты - это техника ритмической игры на собственном теле. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы: шары, ткани, палочки, стаканы, веревки. Практически любой предмет может быть использован на занятии: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, ладошки, мыльные пузыри, и т. д. (СЛАЙДЫ 11, 12, 13).
(СЛАЙД 14) Музыкальные игры в системе К. Орфа – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передается по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Орфовская педагогика – это соединение музыки, речи, движения. В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии, включая родителей и гостей независимо от возраста.
Практическая часть.
1. «Стаканчики»: В этой игре ребенок принудительно развивается ритмически, так как вся игра идет по кругу, невозможно делать не ритмично, собьется вся игра.
Количество пластмассовых стаканчиков по количеству детей и один для ведущего. Все стаканчики около ведущего. Дети и ведущий сидят в кругу. Ведущий предлагает детям поднять левую руку, затем спрятать ее за спину. А правой рукой ведущий начинает передавать по одному стаканчику вправо, при этом все говорят: «берем, отдаем». Дети, к которым стаканчики еще не попали, прохлопывают в ладоши. Когда стаканчики будут у всех детей, стаканчик подносится ко рту внутренней стороной и в него произносится «улюлюканье», затем этой же внутренней стороной дети тихонько постукивают себе по макушке головы. После этого, ведущий предлагает примерить «шапочку» соседу справа, дети должны правой рукой «надеть» стаканчик на голову соседа, не выпуская из рук. Затем дети и ведущий стучат внутренней стороной стакана по полу, и далее снова передают стаканы друг другу, но ведущий уже предлагает произносить стишок (любой рифмованный стих, желательно продолжительный). По окончании стишка игра повторяется в левую сторону и ведущий уже снова собирает все стаканы около себя.
2. «Фрутти»: Названия фруктов и звучащие жесты дети придумывают сами. Работа начинается в подготовительной группе с начала учебного года. На начало года игра проводится с остановками по два фрукта. Детям эта игра дается достаточно сложно, поэтому только к концу года можно достигнуть результата, когда игра проводится в непрерывной цепочке из 2-х, 3-х фруктов в определенном ритме. Игра проводится в кругу с использованием шумовых инструментов. Половине детей раздаются деревянные ложки, другой половине – маракасы. Сначала дети с ложками произносят и простукивают: «фрутти, фрутти», затем дети с маракасами: «ти-ти-ТА, ти-ти». Так 2 раза. После этого инструменты ложатся на пол, и, на кого покажет ведущий, тот называет по слогам два фрукта, используя при этом «звучащие жесты». По принципу фруктов можно проводить игру с ягодами, животными, птицами.
Заключение. (СЛАЙД 15)
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.