Ольга Чаюнова
Мастер-класс для педагогов «Воспитание у детей чувства ритма посредством музыкально-ритмических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная игротека
(мастер-класс для педагогов)
«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз)
Воспитание у детей чувства ритма через музыкально-ритмические игры
на музыкальных занятиях и в свободное время.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Воспитание у детей чувства ритма посредством музыкально-ритмических игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Существует много направлений в музыкально-ритмическом воспитании детей : основная гимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, музыкально-подвижные игры, танцы, хореография и другие направления. Все они позволяют решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.
Технология ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях, как и любая технология обучения,- это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребёнка, направленная на достижение поставленной цели. Из этого следует, что организация занятий музыкально-ритмическими движениями и музыкально-ритмическими играми обеспечивается рядом методических приёмов, которые использует педагог в своей работе и вызывает у воспитанников желание творчества. Набор методов, приёмов работы педагога-музыканта направлен на музыкальное развитие детей.
В начале ХХ века швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак-Далькроз продолжил идею синтеза музыки и пластики в своей системе музыкально-ритмического воспитания детей. Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, творческого воображения.
Последователями системы Э. Далькроза в России стали Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Т. П. Ломова, И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирование ритмических особенностей. Установлено, что сниженный слух, и как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой, т. е. слитной речи. Она невыразительна; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая сферу общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Можно положительно приветствовать практические разработки И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей воспитанников не только в сфере восприятия, но и в организации движения. И если дети от этих музыкально -ритмических двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Ведь известно, что ритм – это один из основных элементов выразительной мелодии. Мелодия же образуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т. е. обладают определёнными длительностями. Ритм обладает большой силой, он подчас настолько ярко характеризует мелодию, что её можно узнать лишь по обозначению длительностей звуков (марш, танец - вальс, танец-полька).
Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя детям сразу внушать понятие обязательного труда. Во время занятия с детьми не стоит забывать о том, что они пока не обладают большим умением сочетать музыку, ритм, движение. Занятия должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо негативных высказываний детям, а только с положительной оценкой. С особенным терпением и мягкой, но неуклонной настойчивостью нужно работать над нервными, робкими натурами, стараться побороть их волнение и вселить уверенность в своих силах. Каждое занятие должно заключать в себе что-нибудь новое, чтобы интерес воспитанников к познаниям не иссякал. Предлагаю несколько музыкально-ритмических игр :
Игра «Дорожка»
Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.
Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан, садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).
Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширют,
Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.
И мои шагают ножки.
А потом, апотом (бегут на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).
А теперь на бугорок,
Стоп (притоп)
Надоело мне стоять, лучше буду танцевать ( исполняют простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т. п.).
Игра «Мишка»
Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.
Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.
Воспитатель :
Шлепал мишка по дорожке:
Шлеп-шлеп-шлеп!
И захлопал он в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
А потом, а потом,
Побежал скорей бегом:
Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!
Он по кочкам топ-топ-топ!
Добежал до дому — Стоп!
(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)
Или:
Мишка весело шагал:
Топ! Топ! Топ! Топ!
А потом он побежал:
Топы-топ, топы-топ!
Вдруг споткнулся и упал: Бух!
Отряхнулся и сказал: Ух!
Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!
И ворча, заковылял домой.
Игра «Прогулка»
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.
Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные ударымолоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану илиможно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот).
Воспитатель : Испугались ребята такой погоды и побежали домой (снова быстрые и ритмичные удары).
Игра постепенно усложняется, дети с помощью взрослого придумывают новые события, которые происходят на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становятся все разнообразнее и сложнее.
Пальчиковая игра «Дятел»
Цель: Учить детей передавать чёткий ритм
Как из леса слышен звук: (подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)
«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)
Это кто ж там силы тратит (пожимаем плечами)
Ну, конечно, это дятел (раскрыть ладони перед собой)
Вот сейчас жучка достанет, (раскрываем и закрываем пальцы перед собой)
И опять стучать он станет, (держим одну ладонь вертикально ребром перед собой, пальчиками свободной руки стучим в середину ладошки)
И опять польё тся звук: (подносим ладошку к одному уху, а затем к другому)
«Так-так-так» и «Тук-тук-тук» (бьём пальчиками по вертикальной ладони)
«Музыкальный перепляс»
(диск1, №7,ср. гр., И. Каплунова)
Музыканты, веселей! Барабанов не жалей (хлопки)
1,2,3 и 3,2,1-начинаем перепляс (притопы)
Собирайтесь плясуны, бегемоты и слоны (идут в круг)
Зайцы, ёжики, еноты – все, кому плясать охота (из круга)
Мы ногами топ- топ, мы руками хлоп-хлоп.
А потом прыг-скок,
А потом ещё разок.
А потом вприсядку, и снова по порядку.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
«Дождик»
Кто там топает по крыше? (хлопки)
-Топ-топ-топ. (шаги на месте)
Чьи шаги всю ночь я слышу?
-Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
«Три фасольки, два боба»
(диск1, №12,ср. гр., И. Каплунова)
Дети стоят парами по кругу
Ора-ора-ора-ра(2 раза)- хлопки
Три фасольки, два боба(2 раза)- удары по коленям
Побежали в огород(2 раза) - идут по кругу
Положили прямо в рот(2 раза)
Ора-ора-ора-ра(2 раза)- хлопки
Три фасольки, два боба(2 раза)- удары по коленям
«Дождик»
Кто там топает по крыше? (хлопки)
-Топ-топ-топ. (шаги на месте)
Чьи шаги всю ночь я слышу?
-Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.