Приложение МААМ

Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Елена Сенюшкина
Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы

.Пояснительная записка 3

2. Цель и задачи развития социально- коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые игры 4

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями 5

4. Ожидаемые результаты

5. Теоретическое обоснование модели

6. Методы и формы организации деятельности

7. Система знаний и система деятельности.

8 Заключение

9 Список используемой литературы

10 Приложения

Публикация «Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство-короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учиться общаться с окружающими, складывается характер.

Актуальность данной темы состоит в том, что сюжетно- ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Между тем, как показывает практика использование традиционной методики по развитию социально – коммуникативной компетенции средних дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р. С. Буре, Е. Е Кравцова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. Г, Рузская, Е. О. Смирнова, Г. А. Цукерман и др.) Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте формируется коммуникативная компетенция.

Проблема развития коммуникативных умений в настоящее время разрабатывается М. И Лисиной. В ее концепции общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом как понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г. М Андреева, Т. А Репина, Я. Л Коломенский и др.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности.

Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает социально - коммуникативное, познавательное развитие дошкольников в различных видах деятельности.

Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это и происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

2. Цель и задачи раздела.

Исходя, из проблемы я поставила цель – создать условия для развития социально - коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые игры.

Задачи:

1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

2. Формирование положительных взаимоотношений.

3. Усвоение норма и ценностей, принятых в обществе.

4. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.

Возрастные особенности

В старшем дошкольном возрасте дети имеют представления об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. В выражение чувств участвуют и мимика, и жесты. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

Можно выделить следующие особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста :

o ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

o изменяется роль эмоций в деятельности ребенка,

o формируется эмоциональное предвосхищение;

o чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, ситуативными;

o формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;

o изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств, ребенок усваивает язык чувств, становится эмоционально ярко окрашенным общение ребенка со сверстниками, ребенок учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.

4. Ожидаемые результаты.

-формирование у детей не только основных культурных способов деятельности, но и проявлять инициативу и самостоятельность в сюжетно- ролевой игре;

- овладевает умениями и навыками сюжетно- ролевой игры;

- достаточно хорошо овладеет устной речью, выражает свои мысли и желания, и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- усвоение ребенком социальных норм поведения и правил;

-потребность и готовность проявлять любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; знаком с произведениями детской литературы.

6. Методы и формы организации деятельности

Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

Первый этап- ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Коммуникативная компетентность, в понимании воспитателя- это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению,т. е достигающему цели и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

В ее структуре выделяем следующие компоненты : когнитивной, ценностно- смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частям целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

-содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

Все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

- более эффективным считается образовательная деятельность, обеспечивающая развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно- смысловй стороне общения, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведеньческой) стороне общения. Каково значение Этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня старшего дошкольника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени- то личностных качествах, проявляющихся в общении.

Йенностно-смысловой компонент- ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому- либо о чем -то для себя важно, какой смысл это имеет просящего.

Если, по его мнению, просить - значит показывать свою зависимость или слабость Что недопустимо, то не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в детском саду: ребенок плачет и не может попросить у другого ребенка игрушку. В этом случае «работает» личностный смысл, который не позволяет просить.

Начиная с дошкольного периода, следует формировать нравственные

ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям принятие их уважение к ним). Именно это не столько облегчает, «разрешает» общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек так же чаще использует манипулятивные способы общения.

Личностный компонент образует особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связи прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующеим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции.

Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

Базовые, отражающие содержательную суть общения:

приветствие; прощение; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги;

благодарность; отказ; прощение;

процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состоянии партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека; способствующих успешному общению, т. Е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Публикации по теме:

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.

Формирование у старших дошкольников культурно-гигиенических навыков через сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту,.

Игры на развитие социально-коммуникативных качеств у детей 5–6 лет Игры на развитие социально-коммуникативных качеств у детей 5-6 лет. Содержание: 1. «Зоопарк» 2. «Живая картина» 3. «Кинолента» 4. «Коробка.

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр» Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О. П. Радынова Театр – это волшебный мир, в котором ребенок.

Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Развитие социально — нравственных навыков через центр сюжетно — ролевых и режиссерских игр Цель: Развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: 1. Создавать условия для проведения активности, самостоятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе развертывания сюжетно-ролевых игр «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения» С. А. Шмаков. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом.

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения. Ролевая, или так называемая творческая, игра детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 19:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сенюшкина (УИ 288029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД