Елена Сенюшкина
Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
.Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи развития социально- коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые игры 4
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями 5
4. Ожидаемые результаты
5. Теоретическое обоснование модели
6. Методы и формы организации деятельности
7. Система знаний и система деятельности.
8 Заключение
9 Список используемой литературы
10 Приложения
Публикация «Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
1. Пояснительная записка
Дошкольное детство-короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учиться общаться с окружающими, складывается характер.
Актуальность данной темы состоит в том, что сюжетно- ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Между тем, как показывает практика использование традиционной методики по развитию социально – коммуникативной компетенции средних дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р. С. Буре, Е. Е Кравцова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, А. Г, Рузская, Е. О. Смирнова, Г. А. Цукерман и др.) Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте формируется коммуникативная компетенция.
Проблема развития коммуникативных умений в настоящее время разрабатывается М. И Лисиной. В ее концепции общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом как понимают соотношение этих понятий и другие авторы: Г. М Андреева, Т. А Репина, Я. Л Коломенский и др.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности.
Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает социально - коммуникативное, познавательное развитие дошкольников в различных видах деятельности.
Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это и происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
2. Цель и задачи раздела.
Исходя, из проблемы я поставила цель – создать условия для развития социально - коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые игры.
Задачи:
1. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
2. Формирование положительных взаимоотношений.
3. Усвоение норма и ценностей, принятых в обществе.
4. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения детьми учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.
Возрастные особенности
В старшем дошкольном возрасте дети имеют представления об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. В выражение чувств участвуют и мимика, и жесты. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями, соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.
Можно выделить следующие особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста :
o ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
o изменяется роль эмоций в деятельности ребенка,
o формируется эмоциональное предвосхищение;
o чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, ситуативными;
o формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
o изменяется экспрессивная сторона эмоций и чувств, ребенок усваивает язык чувств, становится эмоционально ярко окрашенным общение ребенка со сверстниками, ребенок учится произвольно и опосредованно выражать свои эмоции.
4. Ожидаемые результаты.
-формирование у детей не только основных культурных способов деятельности, но и проявлять инициативу и самостоятельность в сюжетно- ролевой игре;
- овладевает умениями и навыками сюжетно- ролевой игры;
- достаточно хорошо овладеет устной речью, выражает свои мысли и желания, и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- усвоение ребенком социальных норм поведения и правил;
-потребность и готовность проявлять любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; знаком с произведениями детской литературы.
6. Методы и формы организации деятельности
Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.
Первый этап- ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.
Коммуникативная компетентность, в понимании воспитателя- это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению,т. е достигающему цели и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
В ее структуре выделяем следующие компоненты : когнитивной, ценностно- смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Они не являются частям целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:
-содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
Все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
- более эффективным считается образовательная деятельность, обеспечивающая развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
Когнитивный компонент образует знания о ценностно- смысловй стороне общения, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведеньческой) стороне общения. Каково значение Этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности. Для возрастного уровня старшего дошкольника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени- то личностных качествах, проявляющихся в общении.
Йенностно-смысловой компонент- ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому- либо о чем -то для себя важно, какой смысл это имеет просящего.
Если, по его мнению, просить - значит показывать свою зависимость или слабость Что недопустимо, то не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что никто никому ничего не должен», и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в детском саду: ребенок плачет и не может попросить у другого ребенка игрушку. В этом случае «работает» личностный смысл, который не позволяет просить.
Начиная с дошкольного периода, следует формировать нравственные
ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям принятие их уважение к ним). Именно это не столько облегчает, «разрешает» общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек так же чаще использует манипулятивные способы общения.
Личностный компонент образует особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связи прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.
Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующеим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции.
Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:
Базовые, отражающие содержательную суть общения:
приветствие; прощение; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги;
благодарность; отказ; прощение;
процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состоянии партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.
Таким образом, коммуникативная компетентность – это целостная система психических и поведенческих характеристик человека; способствующих успешному общению, т. Е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.