Светлана Дмитриева
Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сюжетно-ролевые творческие игры это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны : тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых».
Публикация «Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.
сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».
Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. В совместной игре с детьми педагог должен иметь позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения амплификации.
Третий принцип организации сюжетной игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.
Мы в своей группе работу по развитию игровой деятельности осуществляем в двух направлениях:
1. Создание необходимой предметно –развивающей среды для сюжетно- ролевых игр
2 Непосредственное руководство играми детей.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Нашей задачей является, направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета, используя знание об окружающем мире.
Мы выявили, что у большинства детей недостаточно знаний об окружающем мире и социальной действительности.
Поэтому мы используем следующие методы по обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
1. наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий;
2. беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;
3. рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;
4. составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;
5. индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы
6. эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;
7. инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра
Так же используем методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.
1. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: выполнение ведущей или второстепенной роли.
2. учет индивидуальных особенностей детей.
3. Кроме того, широко использовали оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
4. В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использовались также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий
5. Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращали их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.
Развитие у детей интереса к окружающему миру через сюжетно-ролевые игры
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сюжетно-ролевые творческие игры это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны : тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых».
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.
сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».
Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. В совместной игре с детьми педагог должен иметь позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения амплификации.
Третий принцип организации сюжетной игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.
Мы в своей группе работу по развитию игровой деятельности осуществляем в двух направлениях:
1. Создание необходимой предметно –развивающей среды для сюжетно- ролевых игр
2 Непосредственное руководство играми детей.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Нашей задачей является, направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета, используя знание об окружающем мире.
Мы выявили, что у большинства детей недостаточно знаний об окружающем мире и социальной действительности.
Поэтому мы используем следующие методы по обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
1. наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий;
2. беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;
3. рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;
4. составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;
5. индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы
6. эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;
7. инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра
Так же используем методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.
1. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: выполнение ведущей или второстепенной роли.
2. учет индивидуальных особенностей детей.
3. Кроме того, широко использовали оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
4. В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использовались также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий
5. Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращали их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.