Аксана Зеленкина
Методическое рекомендации для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для музыкальных руководителей "Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности"
Пояснительная записка
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Публикация «Методическое рекомендации для музыкальных руководителей „Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Подобранные рекомендации помогут педагогам более эффективно проводить работу над развитием чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Данные материалы рекомендованы для музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Условия, при которых развитие чувства ритма происходит эффективнее:
• использование в образовательной деятельности индивидуального подхода к каждому ребёнку;
• применение наглядного материала, дидактических пособий, направленных на усвоение метроритмических навыков дошкольников;
• использование для развития чувства ритма ребёнка, упражнения под музыку;
• развитие чувства ритма не только в специально организованной, но и совместной и самостоятельной деятельности;
Развивающая предметно – пространственная среда в групповой комнате:
• учебно – методическое обеспечение;
• музыкально – дидактические игры;
• компакт – диски с музыкой и методикой, музыкальный материал (русский потешный, игровой, календарный, сказочный фольклор, классическая и современная музыка);
• музыкальные инструменты;
• ударные (барабаны, бубны, коробочки, буковые палочки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
• ударные мелодические с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, рояли);
• духовые однозвучные (дудки, свистульки, трубы);
• нестандартные самодельные инструменты.
Требования к педагогической деятельности музыкального руководителя :
• правильно подобранный репертуар;
• художественное исполнение музыки;
• выразительный показ движения при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка – движение);
• умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передача его в движении;
• стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально – двигательных реакций на музыку разного характера;
• творческий поиск в активной передаче музыкальных образов.
Методы работы для развития чувства ритма :
• ознакомление со звучащими самодельными инструментами;
• разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально – слуховые представления дошкольников о средствах выразительности;
• формирование представлений о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях;
• элементарное знакомство со звуками и паузами.
Приемы для развития чувства ритма :
• речевое упражнение (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста);
• пальчиковая гимнастика;
• ритмический аккомпанемент;
• упражнения с ритмическими карточками;
• движения под музыку (хлопки, притопы, шлепки);
• импровизационная игра детей;
• вопросы, стимулирующие ребенка к творчеству.
Литература
1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио». Москва. 1992г.
2. Анисомова Г. И. «100 музыкальных игр для развития детей». Ярославль 2005г.
3. Бекина С. И. «Музыка и движение». Москва. 1981г.
4. Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва. 1988г.
5. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва. 1985г.
6. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь». Москва. 1987г.
7. Заика Е. В. «Комплекс игр на развитие воображения». Москва. 1992г.
8. Веракса Н. Е. «Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез. 2011г.
9. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание». Москва. 2005г.
10. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день». Санкт – Петербург. 2002г.
11. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Этот удивительный ритм». Санкт-Петербург. 2004г.
12. Мерзлякова С. «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей». Москва. 2001г.
13. Метлов Н. «Играем и поём». Москва. 1978г.
14. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». Москва. 2006г.