Светлана Иванова
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»
Возникновение опыта тесно связано с изучением проблемы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах, потому что наши наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Игра на ДМИ – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается чувство ритма, память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на детских музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, (слитной) речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Знакомила детей с инструментами, рассказывая об истории их создания, классифицируя их по группам и подгруппам (шумовые, звуковысотные, ударные, струнные и т. д.).
Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.
Новизна: Новизна опыта состоит в определении диагностической методики по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Педагог расширила предложенные параметры данной диагностики, включив в нее следующие параметры: чувство тембра, различие динамики.
Цель работы: создание условий для развития чувства ритма у старших дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Задачи работы:
• Расширять знания детей о музыкальных инструментах;
• Развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
• Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать;
• Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, разными видами оркестров;
• Тренировать различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;
• Формировать навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах.
В соответствии с ФГОС ДО, педагог использовала деятельностный и компетентностный подход в построении образовательного процесса. Применяла активные методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах :
Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы, слушание классической музыки в исполнении различных оркестров (эстрадно-духовой, симфонический, оркестр русских народных инструментов).
Наглядные: рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными инструментами.
Слуховой: слушали и определяли звучание музыкальных инструментов.
Применяла разнообразные формы работы: музыкальные занятия; познавательные беседы; дидактические игры; развлечения. В ходе работы были использованы технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми: информационно-коммуникативные технологии, технологии традиционного обучения : здоровьесберегающие, игровые.
На первом этапе работы я создала условия, благоприятные для развития музыкально-ритмических способностей у детей в музыкальном зале.
Работа проводилась в следующих направлениях с детьми, родителями, социумом:
- составление перспективного планирования на год;
- составление конспектов музыкальных тематических занятий: «Оркестровая сказка», «В мире музыкальных инструментов», «Знакомство с инструментами», «Радуга звуков» и другие.
- проведение экскурсий в детскую школу искусств;
- индивидуальная работа с детьми;
- консультации для родителей: «Детские музыкальные инструменты», «Игра на детских музыкальных инструментах», «Классическая музыка для дошкольника», «Мир музыкальных звуков»;
Музыкальное воспитание в ДОУ ведется по программе «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, существенным отличием этой программы от аналогичных является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. В программе органично сочетается музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность детей, музыка и разнообразие игр, в условиях специально организованных занятий. Широко и полно охватывает все разделы музыкального образования и сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду. Структура занятия содержит необходимые разделы для всестороннего музыкального развития : приветствие, музыкально-ритмические движения, развитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика, слушание музыки, распевание и пение, игры, пляски, хороводы. Занятие начинается с ритмического или тембрового приветствия (дети здороваются, прохлопывая свое имя ладошками или, здороваются с пришедшей к ним в гости игрушкой, низким и высоким голосом). Следующий раздел занятия – музыкально-ритмические движения. Дети под музыку выполняют разнообразные упражнения, направленные на развитие ритма : ритмические хлопки, разнообразные шаги, прыжки, придумывают различные фигуры. Задачи этого раздела:
-различать 2-х частную форму и выполнять движения в соответствии с музыкой;
- останавливаться четко с концом музыки, совершенствовать различные движения, координацию рук, ориентирование в пространстве;
- развивать ритмическую четкость и ловкость движений;
- выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.
Раздел – развитие чувства ритма, музицирование включает в себя игру на инструментах, составление и проигрывание ритмических формул, проговаривании потешек, стихотворных текстов и содержит следующие задачи:
-ритмично играть на палочках;
-различать длительности в ритмических карточках;
-осмыслить понятие «пауза»;
-выслушивать предложенный ритм до конца и повторить его;
-ритмично играть на музыкальных инструментах по подгруппам и цепочкой;
-выкладывать ритмические формулы на фланелеграфе, играть на инструментах.
В старшей группе дети совершенствовали свои знания и умения, приобретенные в средней группе. Учились играть на музыкальных инструментах самостоятельно, знакомились с динамическими оттенками музыки, с изменением темпа. Больше узнали о классификации инструментов (клавишные, струнные, смычковые, ударные ит. д.).
В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно начинать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.
В своей работе музыкальный руководитель применяла различные пособия: «Гусеница», «Паровоз», ритмические таблицы, содержащие разнообразные ритмические формулы. «Музыкальная лесенка» - пособие, которое помогает закрепить понятие о движении мелодии. Я стремилась развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой. Освоение нового инструмента начинала с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирали по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми, формируют тембровый слух. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры, такие, как: «Составь оркестр», «Сказочное дерево», «Что звучит?», «Аплодисменты»
Игру на детских музыкальных инструментах включаю в тематические занятия и праздники. Дети с удовольствием исполняли музыкальные произведения на утренниках, чувствуя себя настоящими оркестрантами. [/i]