Татьяна Порядина
Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка (интеллектуальное, нравственное, этическое, эмоциональное развитие). Особое внимание хочется уделить аппликации, а точнее приобщения деятельности детей к национальной русской культуре, через орнамент в декоративной аппликации.
Ещё в глубокой древности люди рисовали на стенах пещер всё, что их окружало. Затем стали простыми рисунками украшать свою одежду, посуду.
Темочки:
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация из геометрических фигур
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Геометрические фигуры и формы
- Музыкальное развитие
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, одним из средств общения.
Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, а вертикальной волнистой — дождь, треугольники — горы. Солнце и Луну — источники света — обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Существует несколько видов орнамента :
- растительный орнамент.
- животный орнамент (зооморфный)
- смешанный орнамент.
- геометрический орнамент, который состоит из геометрических элементов, лишенных наглядных признаков изобразительности.
Основой геометрического орнамента является строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались по законам симметрии. Однако встречаются и более сложные варианты орнаментальных комбинаций, насыщенные растительными, тератологическими (звериными, гротескными (Фантастический, карикатурный) сюжетами. Как правило, геометрические мотивы повторяются или чередуются, образуя непрерывный ритмический ряд единообразных сегментов. Расположения узора в орнаменте всегда движется с лева на право.
Главное организующее начало любой орнаментальной композиции – это чувство ритма. Ритм – это повторение или закономерное чередование мотивов. Под чувством ритма следует понимать способность человека различать элементы ритмического рисунка. Так, например, Павел. Лернер определяет ритм в изобразительном искусстве как неодинаковые повторы, отличающиеся лишь одним или несколькими признаками. Такими признаками могут оказаться цвет, очертания фигур, объемная форма, размеры форм, расстояния между формами и др. Иначе говоря, ритм в аппликации представляет собой чередование, повторение через определенный промежуток различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Из этих элементов составляется ритмический ряд. Пространство между элементами называется интервалом. Когда интервалы одинаковы — возникает равномерный ритм. Такой ритм часто используется при построении орнамента в декоративном искусстве. Ритм участвует не только в построении изображения, но зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.
Чувство ритма можно развивать в любых видах деятельности. У детей раннего возраста чувство ритма формируется через музыку, которая в дальнейшем приведет к формированию умений к орнаментальному творчеству. Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением.
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
Поощряйте движения под музыку.
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи
Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)
Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ.
(ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).
Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).
"Часы"
(наклоны головы то к одному плечу, то к другому). Тик-так, тик-так, все часы идут вот так
У старших детей чувство ритма можно развивается через словесные игры. Подбирая рифмующиеся слова. Например
Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из. (лейки)
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на. (машине)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на. (стуле)
Игра "Какое слово лишнее?" Исключить лишние слова из ритмического ряда
Мак, бак, рак, банан.
В аппликации формирование ритмического рисунка в орнаментальном творчестве начинается с 3-4 лет. Вначале дети овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности, располагают в определенном порядке готовые изображения, однородные по форме, а затем и разные по форме, величине, цвету. Создания узора целесообразно начинать с построения простейших композиций на полосе. В младшей группе дети получают элементы уже готовыми. Используются простые по форме элементы (круг, квадрат, прямоугольник).
Например: «Мячи катятся по дорожке» (интеграция с физической культурой, сначала – прокатили мячи, затем наклеили кружочки, «Красивая
Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен уметь охватить весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и стороны - идёт взаимосвязь с математикой. Конструктивные игры, типа «Заборчик высокий низкий», «кубики красные и синие», тоже способствуют формированию орнаментальному творчеству. Часто педагог привлекает детей помочь игровому персонажу : выложить дорожку по заданному алгоритму.
С возрастом задачи усложняются. Дети 4-5 лет закрепляют навыки ритмичного, симметрического расположения элементов узора, возможна такая последовательность: составление узора на бумаге, имеющей форму: квадрата, круга и шестиугольника, затем украшают различные образы одежды, обуви, посуды и игрушек. В процессе создания узоров нужно учить ребенка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор.
Этому способствуют такие дидактические игры, как «Собери бусы», «Продолжи дорожку», «Расставить вагоны».
В старшей группе усложняются и форма предметов, на которых детей учат делать узор, и элементы, из которых он составляется.
Используются дидактические игры «Выложи дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя)». «Продолжи узор», «Собери дорожку»- выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования «Кто быстрее».
В подготовительной группе от составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами дети переходят к составлению ассиметричных композиций на разных формах: овал, ромб, прямоугольник, в узор включаются большое количество цветов и оттенков.
Для подготовительной группы предлагаем д/и «Лоскутное одеяло» (собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются воспитателем и могут меняться, д/игра «Рукавички». Цель - подобрать пару (или комплект) по узору (орнаменту, дидактическая игра «Исправь ошибку» (учить обнаруживать и исправлять ошибки в орнаменте).