Приложение МААМ

Разработка логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»

Зинаида Антропова
Разработка логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое логопедическое занятие на тему «Дифференция р-л»

Цель:научить дифференцировать звуки [Р] и [Л] в устной речи и буквы Рр И Лл в слогах,словах, предложениях и связной речи.

Задачи:

Коррекционные:

- формировать умение дифференцировать звуки Р и Л;

- развивать слуховое и речевое внимание, память, логическое мышление;

- развивать фонематический анализ.

Развивающие:

- активизация словарного запаса ;

Публикация «Разработка логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р] — [Л]“» размещена в разделах

- отработка техники чтения;

Воспитательные:

-воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: демонстрационные карточки, предметные картинки, тетради, ручки, мяч, цветные карандаши.

I. Организационный момент

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по воде. Скажите, а на чём можно путешествовать по воде. (Теплоход, лодка, фрегат, корабль, парусник).

Теплоход- морское или речное судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания

Лодка- судно, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по воде.

Фрегат-военный парусный трехмачтовый корабль, второй по величине после линейного корабля.

Корабль- морское судно первонач. парусное; сейчас преимущ. о военных судах, а также о многомачтовых парусных судах с прямыми парусами.

Мы отправимся на корабле. Для этого вам нужно назвать третий и шестой звуки слова корабль.

Определение цели занятия : Кто мне скажет с какими звуками мы будем сегодня работать?

Мы будем говорить о дифференциации звуков р и л, будем повторять и закреплять произношение этих трудных звуков.

-Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

II. Основная часть

- Ребята, давайте с вами вспомним и сравним артикуляцию звуков р и л. Что же у них общего? (Оба согласные, звонкие).

- Как ведут себя губы, когда мы произносим звук [р] и [л] (Губы в улыбке).

- А зубы сомкнуты? (Нет, между ними небольшая щель)

- А где в это время находится язычок? (Прячется за верхние зубы).

- А чем же различаются звуки [р] и [л]? (При произнесении звука[р] язычок сильно вибрирует, а при произнесении звука [л] язычок не вибрирует)

Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху.

Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

Ребята, приготовились, мы отплываем на остров скалистых берегов и песчаных пляжей. Вот мы приплываем к острову. Этот остров называется

1. «Чистоговорки».

Приплыли мы к острову, сойдем на пляж.

- Давайте все вместе произнесём чистоговорки с данными звуками :

1. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.

Ра – ра – ра – новая игра. Ар – ар – ар – кипит наш самовар.

Ла – ла – ла- хорошие дела Ал-ал-ал – наш малыш упал.

Ре-ре-ре– дети во дворе. Ур – ур – ур – повесим абажур

Ле-ле-ле – узоры на стекле. Ул –ул -ул – наш малыш уснул.

Абажур- колпак, надеваемый на лампу для защиты глаз от света

Молодцы, ребята.

2 Продолжаем наш путь. Приближаемся к острову

«Слова» и вот вам задание:

Записать слова в два столбика по наличию в них букв р и л:

Карась, лодка, плыл, хорошо, плохо, порядок, ветер, прятать, вёсла, вёдра, забор, валенки, кукла, самовар, самосвал, плакат.

Молодцы, все справились. Плывём дальше.

3. Плывёт наш теплоход, волны плещутся. А сейчас будьте внимательны: Остров под названием «Звуковичок Игра с мячом «Замени звук».

Мы будем играть в интересную игру «Замени звук» [р] на [л].

Если в слове заменить звук, слово превращается в другое слово:

Упражнение в образовании новых слов, путём замены звука «р-л» (слова – паронимы).

рак – лак бар – бал борт – болт

ров – лов жир – жил стар – стал

рот – лот пир – пил рожь – ложь

рама – лама мир – мил город – голод

игра – игла жарко-жалко

рука – Лука рожки - ложки

4. Плывём мимо острова «Животные» и причаливаем. Словарный диктант.

Логопед : Вот картинки животных. - В названиях животных есть звук Л и звук Р.

Распределяем их на две группы: в левый столбик со звуком Л (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Л, в правый – со звуком Р (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Р) : лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь.

Дети выходят к доске и выполняют задание.

лиса

слон

волк

дельфин

лошадь жираф

тигр

зебра

корова

В каком столбике картинок больше: в правом или в левом?

Делим слова на слоги. В каких словах один слог? (слон, волк, тигр, два слога (лиса, дельфин, лошадь, жираф, зебра). В каком слове три слога? (корова).

5. Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

6. Ребята, недалеко от острова «Животные» есть остров «Мудрого филина». На этом острове живут шифровальщики. Игра «Шифровальщики» (Развитие фонематического восприятия)

- Я диктую слова, учащиеся их «шифруют».

Ворона, синица, воробей, павлин, снегирь, клёст, сова, жаворонок, дятел, ястреб, голубь, утка, соловей, галка.

Ребята меняются тетрадями и проверяют друг у друга.

-Проверяем правильность выполнения по узору.

Р-РЛРЛ-РЛРЛ-ЛЛ

-Какие слова со звуками «Р» и «Л» я говорила?

- Как их назвать одним словом, кто это (Птицы).

- Устно разделите эти слова на слоги.

7. Вот мы приближаемся к острову «Предложения». На этом острове нам нужно выполнить задание:

- составить и написать предложения, используя данные слова.

портит, деревьев, крот, корни

грома, раздались, раскаты, громкие

Рита, сказки, русские, любит

природы, русской, картины, прекрасны

8. Наш теплоход качает на волнах. Мы на острове «Загадок». А теперь попробуем отгадать загадки.

1. Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

2. Рыжий молокозавод, день жуёт и ночь жуё т:

Ведь траву не так легко, переделать в молоко (корова)

3. С бородой, на свет явился

И ни разу, не побрился. (Козёл)

4. Похожий на пони, но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь, упрямец ужасный. (Осёл)

5. Уж очень вид у них чудной: у папы – локоны волной,

А мама ходит стриженой. На что она обижена? (Львица)

6. Шерсть как шёлк у киски, а на ушах кисти.

Только вряд ли скажешь «брысь», посерьёзней киски (Рысь)

7. Чемпионка в быстром беге, я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес: воду, сено и овес. (Лошадь)

8. Хоть верь, хоть не верь: пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)

Молодцы, ребята.

10. Последний остров «Скороговорок Для чего придумывали «Скороговорки».

Для чего нужны скороговорки?

(Они развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной.)

Скороговорки на букву р

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека - цап!

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Бобры храбры, идут в боры,

Бобры для бобрят добры.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Скороговорки на букву л

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Козел-мукомол,

Кому муку молол,

Кому не молол?

Милая Мила

Мылилась мылом,

Намылилась, смыла —

Так мылилась Мила.

Давайте прочитаем скороговорки. А дома вы составите сборник скороговорок.

III. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня сравнивали, закрепляли в устной и письменной речи?

Чем похожи звуки?

Чем различаются?

Релаксация.

Перед вами лежат карандаши.

Если занятие понравилось, то поднимаем зеленый карандаш, не понравилось – красный, затрудняетесь ответить- синий.

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]-[Л]-[Л’]» по теме «Дикие животные» Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р*]-[Л]-[Л*] «по теме «Дикие животные» Цель: Учить дифференцировать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]» Ход занятия. 1. Организационный момент. Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки: Красотка, звезда, И совсем не свинюша! Узнали.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Дифференциация звуков [б] — [п] в слогах, словах, предложениях» Конспект логопедического занятия 3 класс: Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, предложениях. Цель: формирование умения различать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[В] в слогах и словах» Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Л-В в слогах и словах. Программные задачи: 1. Уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш» Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш - Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях,.

Конспект подгруппового логопедического занятия для дошкольников 6–7 лет «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» Конспект подгруппового логопедического.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]». ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. ЗАДАЧИ: • Развивать.

НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]» НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Цель: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Задачи: учить дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 21:40
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Антропова (УИ 1764359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД