любовь керимова
Конспект занятия по образовательной ситуации со старшими дошкольниками «Секреты бумаги и ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Секреты бумаги и ткани»
Образовательная область : познавательное развитие
Цель: побуждать детей сравнивать бумагу и ткань
Задачи:
-закреплять представления о свойствах бумаги и ткани,
-формировать знания о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования;
Публикация «Конспект занятия по образовательной ситуации со старшими дошкольниками „Секреты бумаги и ткани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сравниваем бумагу и ткань
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
-совершенствовать способы обследования предметов, направленные на выявление сходств и различий (сопоставление признаков);
-развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление;
- совершенствовать опыт восприятия свойств предметов путём активного включения органов чувств;
-обогащать опыт дошкольников в процессе практических действий с разными материалами и умение фиксировать его в речи;
-поддерживать интерес к обследованию и экспериментированию,
-воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
-бережное аккуратное отношение к объектам рукотворного мира.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию (мотивация, включение в деятельность)
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Вместе с солнышком встаем, вместе с птицами поем. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы живем.
Воспитатель: Ребята, а вы любите красиво одеваться?
Дети отвечают:
Воспитатель: А как вы красиво одеваетесь?
Дети отвечают:
Воспитатель: Чем украшают девочки свои платья?
Дети отвечают:
Воспитатель: Ребята, скоро у нас праздник «День Матери». Чтобы девочки были красивыми, я предлагаю сделать им красивый пояс вот из этой бумажной ленты.
Но из этой бумаги нельзя сделать пояс, лента сомнётся, порвётся. Но девочки не верят?
Воспитатель: Хотите помочь мне убедить девочек? - Сможете?
Дети отвечают:
2 Актуализация
Воспитатель предлагает детям коробку с цветными лентами бумажная белого цвета и атласная голубого цвета.
Воспитатель: Ребята, возьмите белые ленточки. И сомните их в руке, а теперь расправьте, распрямите их.
Воспитатель: Что случилось? Не получается?
Дети отвечают:
3 Затруднение в ситуации –
Воспитатель: Ребята посмотрите как легко рвётся бумажная лента (показывает)
Воспитатель: Вот посмотрите девочки, что случилось с бумажной лентой. Ребята, что же случилось с лентой?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно, ребята! А что же нам теперь делать? Как быть? Из чего же сделать девочкам пояс? Вы можете подсказать?
Дети отвечают:
Воспитатель: А как можно узнать? Где найти ответ на мой вопрос?
Дети обращаются с просьбой к воспитателю.
Дети: А вы сможете нам помочь?
Воспитатель: Смогу7в конкурсе «Учу учиться
4 Открытие детьми нового знания (способа действия)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в коробке есть другие ленточки, голубого цвета. Они тоже из ткани. Теперь возьмите эти ленточки и сомните их, затем распрямите, разгладьте. Какие они стали?
Дети отвечают
Воспитатель: Потяните нитки из ткани. Легко ли разорвать их?
Дети отвечают:
Воспитатель. Правильно! Почему?
Дети отвечают
Воспитатель: Ребята! Хотите узнать умеет ли бумага разговаривать?
Дети отвечают: А бумага умеет разговаривать?
Воспитатель: Чтобы узнать, к нам должна прийти тишина!
Воспитатель: Берет ленту из бумаги и начинает ее мять. Слышите?
Дети отвечают:
Воспитатель: А теперь лента из ткани сомнем. Слышите?
Ответы детей: Из бумаги шуршит, а из ленты нет.
Воспитатель: А можно разорвать ткань?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, ткань прочная, поэтому не рвётся. Но ткань и бумагу можно резать ножницами. Только ткань сшивают нитками (показывает детям кукольную одежду, а бумагу склеивают клеем (показ поделок из бумаги).
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, сколько на свете вещей из ткани!
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно, ребята. Из ткани много разных вещей : одежда, постельное белье и т. д. И сами ткани разные : гладкие и ворсистые, легкие и плотные, однотонные (одного цвета) и расписные. Воспитатель показывает детям кусочки разной ткани, предлагает детям подержать их в руках.
Воспитатель: Ребята, найдите среди этих лоскутков ткани – гладкие
Дети: показывают
Воспитатель: А теперь ворсистые
Дети показывают
Воспитатель: Ткани бывают разные. Но поскольку их называют одним словом, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи.
Воспитатель: А знаете, чем?
Дети отвечают
Воспитатель: Посмотрите на образцы ткани через увеличительное стекло – лупу
(дает каждому ребенку лупу)
Дети рассматривают образцы.
Воспитатель: Ребята все ткани состоят из нитей, которые переплетены между собой и крепко держатся друг за друга. Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, из тонких – тонкие
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что шьют из толстых тканей?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно! Из толстых тканей шьют пальто, теплые брюки, юбки. Почему ребята?
Дети отвечают:
Воспитатель: В какую погоду одевают теплые вещи? Как вы думаете?
Дети отвечают:
Воспитатель: Ребята, а что шьют из тонких тканей?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно. А почему?
Воспитатель: Правильно! А теперь посмотрите на эти ткани, они разноцветные.
Дети рассматривают ткани.
Воспитатель: Все эти ткани были белыми. Как вы думаете, кто их сделал такими красивыми?
Ответы детей:
Воспитатель: Чтобы ткань была красивая, она прошла долгий путь. Над ней работало много людей. Вам нравятся такие ткани?
Ответы детей:
Воспитатель: А что можно из этих тканей сшить?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: А как вы думаете можно из этой ткани сделать девочкам пояс для платья?
Ответы детей:
Воспитатель: А какую ткань мы с вами можем выбрать? Толстую или тонкую? Белую или цветную?
Дети выбирают ткань для пояса.
Воспитатель: Молодцы! Вы выбрали тонкую, однотонную ткань, потому что она легко завязывается.
Воспитатель: Завязывает девочкам пояс на платье. Вам нравится девочки?
Ответы детей:
5 Включение нового знания (способа действия) в систему знания и умений ребенка
Дидактическая игра «Магазин».
Воспитатель:
А теперь ребята отправимся в магазин и выберем одежду для кукол, которые живут у нас в группе (показывает бумажную куклу и куклу тряпичную).
Для бумажной куклы будем выбирать. какую одежду?
Дети отвечают:
Дети выбирают одежду из бумаги (для бумажной куклы) и из ткани (для тряпичной куклы).
Воспитатель: Вы правильно распределили одежду для кукол. А как вы догадались, что эта одежда сделана из бумаги?
Дети отвечают:
Воспитатель: а тканевая? Всё правильно сделали и объяснили, молодцы!
Воспитатель. Ребята,а в вашем шкафу вещи висят красиво?
Дети отвечают:
Воспитатель: Я предлагаю вам навести порядок в шкафу. Все, что не весит, повесить, остальное сложить аккуратно на полку.
Дети наводят порядок в своем шкафу.
Воспитатель замечает, что среди чистых вещей у Васи лежат грязные носки из ткани и бумаги.
Воспитатель. Ребята, я заметила, что у Васи лежат два грязных носка. Что же нужно с ними сделать?
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно, постирать. Что же нам для этого нужно?
Дети отвечают:
Воспитатель. Всё правильно.
Физкультминутка:
Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке
Воспитатель: Набирает воду в тазик, кладет носки в тазик. Воспитатель: Рассказывает детям, как нужно отстирать грязные носки. (показывает детям как отстирать носки)
Воспитатель: Ребята можете постирать носки.
Дети стирают носки:
Воспитатель. Ой, ребята что же случилось с бумажными носками?.
Дети отвечают:
Воспитатель: Правильно, если мы решим постирать носки из ткани, они намокнут, но не порвутся. А если постирать носки из бумаги, они размокнут, начнут рваться и их придется выбросить. Значит, какой из носков прочнее – из ткани или из бумаги?
Ответы детей:
Воспитатель подводит детей к выводу, что ткань-прочный материал, а бумага-непрочный материал.
6 Осмысление (итог, рефлексия)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Мы смогли помочь девочкам? Что нового вы узнали? Что полезного сделали?