Получи документы

Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Русская Зима»

Лихачёва Татьяна
Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Русская Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка интегрированного занятия по художественно - эстетическому развитию дошкольников "Русская Зима"

Занятие «Русская зима»

(ознакомление с окружающим, изобразительное искусство, музыка, художественная литература, для детей подготовительной к школе группы)

Задачи:

• формировать целостный образ русской зимы, созданный в произведениях живописи и музыки интегрированными средствами выразительности (цвет, колорит, тембр);

• закреплять знания о признаках зимы; развивать эстетическое восприятие произведений искусства, учить эмоционально откликаться на выраженное в них настроение;

Публикация «Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников „Русская Зима“» размещена в разделах

• формировать умение строить композицию в пейзаже, передавать особенности зимней природы;

• обогащать словарь образными выражениями, сравнениями;

• развивать творческое воображение;

• воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в произведениях искусства.

Предварительная работа: наблюдение зимних явлений природы на участке ДОУ, во время экскурсии в парк; чтение и заучивание стихотворений, поговорок, загадок на тему «Зима» (произведения устного народного творчества, литературные произведения А. Пушкина, И. Бунина, Н. Некрасова и др.); разучивание песен на тему «Зима», прослушивание музыкальных произведений Ц. Кюи «Зима», Р. Шумана «Зимой», П. Чайковского «Зимнее утро»; рассматривание репродукций картин: «Зимний пейзаж» (И. Грабарь, «Зима» (И. Шишкин).

Материалы: мольберты, листы белой бумаги, круглые кисти, гуашевая краска (белая, синяя, черная, стаканы с водой, салфетка для обсушивания кисти; репродукция картины К. Юона «Русская зима», магнитофон, аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима» (I часть).

***

Педагог. Попробуйте отгадать загадку.

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая.

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала-сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

Дети. Зима

Педагог. С кем сравнится зима? Почему?

Дети отвечают.

Русский народ издавна сочинял песенки-зазимки. Послушайте одну из них.

Приходи, зима,

Приходи, красна,

С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными.

Почему зима, по мнению народа, красна? Какой представляется вам зима? Что она должна принести с собой?

Дети отвечают.

Кто из вас любит это время года? Почему?

Дети отвечают.

Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы.

«А снег кружится и кружится…»

Дождями осень попрощалась,

Унылы серые дома,

Но вот волшебной, доброй сказкой

Пришла красавица зима.

Снежок пушистый белой ватой,

Танцуя, в воздухе кружится.

Пуховым, теплым покрывалом

На землю спящую ложится.

Березки в царских белых шубках

Стоят в рядочек горделиво,

В сугробах, как в нарядных юбках,

Склонились дремлющие ивы.

Пришла зима, и в царстве этом

Все ярким жемчугом сверкает.

А снег кружится и кружится

И на моей ладони тает.

«Рябина»

Зимой рябина загрустила,

А грусть клевали снегири,

Она все горести забыла,

Печали скрыла все свои.

Их в гроздья собрала красиво,

Окрасив в чудный, алый цвет,

И все вокруг твердили: «Диво!

Зимой красивей ягод нет!»

И лишь рябина только знала

Всю цену красоте своей,

Она на снег печаль бросала,

Кормила ею снегирей.

А по ночам всегда грустила

О ветре том, что улетел.

Она давно его простила,

Что он остаться не хотел.

Какое настроение передает поэт, рисуя образ зимы?

Дети отвечают.

Многие известные художники создавали образ зимы в своих пейзажах. Очень любил русскую зиму художник Константин Федорович Юон, он любовался белизной её снежных покровов, деревьями, закутанными в мохнатый иней.

Дети вместе с педагогом рассматривают картину К. Юона «Русская зима».

Что вы видите на картине? Какой стоит день? Много ли снега выпало? Какой изображена природа?

Дети отвечают.

Вам нравится зимний наряд березок? Опишите его.

Дети выполняют.

Что делают ребята? Кто еще изображен на картине?

Дети отвечают.

Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте зимы, какие краски использовал?

Дети отвечают.

Сочетание красок, цвета, создающее единство картины, называется колоритом. Он передает настроение художника. Если основные цвета в картине – красные и желтые, колорит называется теплым, если синие и зеленые – холодным. У этой картины холодный колорит. Какой колорит у картины К. Юона «Русская зима»?

Дети отвечают.

Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на нее?

Дети отвечают.

Зиму можно изобразить и в музыкальном произведении. Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Звуки в музыке имеют свою окраску, которая называется тембром. Окраска звука тоже может быть светлой и темной, как и колорит картины – тёплый и холодный. В музыке светлая, радостная, яркая окраска звучания называется мажорной. А грустная, печальная, мрачная и тёмная – минорной. Послушайте первую часть из концерта «Зима» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Звучит фонограмма.

Какая зима вам видится при звуках этой музыки? Почему?

Дети отвечают.

Как об этом нам рассказывает музыка, какова она по характеру?

Дети. Нежная, светлая.

Педагог. В этой музыке слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно, задушевно поют скрипки. Музыка звучит мажорно, радостно. А каких красок больше в этой музыке?

Дети отвечают.

Посмотрите вновь на картину и представьте, какую музыку, мажорную или минорную вы слышите.

Дети отвечают.

Как вы думаете, какую песню поют изображенные на картине дети, веселую или грустную? Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

Давайте сравним музыкальное произведение «Зима» с картиной «Русская зима». Похожа ли по характеру музыка композитора Вивальди на музыку картины Юона?

Дети отвечают.

А сейчас посмотрите ещё раз на картину, вспомните звуки прослушанной музыки и представьте своё изображение зимы. Какие зимние картины вы увидели, какие звуки услышали?

Дети отвечают.

Мы с вами вместе на прогулке любовались красотой зимней природы. Празднично чистая, она не была яркой. Мы заметили множество оттенков белого, серого, коричневого, серовато-коричневого, зеленовато-коричневого, черного и других цветов. Кроме укутанных снегом деревьев мы видели много кустарников, на которых замерзли отдельные ягодки. Видели снегирей, которые, как румяные яблоки, сидели на ветках деревьев. Рисунки у вас получатся разные, потому что вы придумаете сою композицию, по-разному расположите на листе изображение природы. В соответствии с замыслом затонируйте верхнюю часть листа для изображения неба. Оно может быть различных оттенков. Помните, что холодные цвета на рисунке создают ощущение мороза.

Наблюдая за работой детей, педагог в случае необходимости напоминает, что для изображения деревьев (ствола и веток) необходимо смешивать краски, а не пользоваться каким-нибудь одним цветом. Передать пространство можно, изобразив деревья далеко и близко. Падающие снежинки можно изобразить точками с помощью черенка кисти или концом её ворса мелкими и быстрыми мазками.

По окончании занятия дети вместе с педагогом внимательно просматривают все работы. Рисунки анализируются по наличию в них музыкального и живописного настроения.

Для демонстрации на выставке воспитатель оформляет детские работы в красивые рамочки.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей»Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей» Хочу выразить большую благодарность за идею создания клоунов из поролоновых губок Татьяне Титовой. На основе этой идеи я создала свою.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы»Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Хотим настоящими стать Мастерами» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Красавица Зима» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Красавица.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: «Поздняя осень»Цель: познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Зимушка-зима»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Зимушка-зима» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования в средней группе «Зимушка - зима» Елена Владимировна.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Русская Зима»
Опубликовано: 21 марта 2021 в 19:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Русская Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Лихачёва Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД