Светлана
Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра.
Ранний детский аутизм (РДА) - к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.
Публикация «Ранний детский аутизм и расстройство аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.
Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.
Ранний детский аутизм (РДА) :
-снижение или отсутствие коммуникативных функций,
-изменение эмоционального фона,
-социальная дезадаптация,
-ограниченность интересов,
-набор стереотипных действий, избирательность.
В результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутического спектра» используются как синонимы, что ошибочно.
Что такое аутизм? Аутизм это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношение с другими людьми. Влияет на восприятие и понимание окружающего мира. Называется Аутизм по разному, но суть одна. Все люди испытывают трудности в трёх областях, которые называются «триадой нарушений при аутизме» :
1. трудность с социальной коммуникацией
2. трудности с социальным взаимодействием
3. трудности с социальным воображением.
Проявления Раннего детского аутизма : неуместный смех или хихикание, отсутствие чувства опасности, пониженная чувствительность к боли, может избегать объятий, необычные и однообразные игры, неровность в физических и вербальных навыках, может избегать контакта глазами, может предпочитать одиночество, трудности в выравнивании потребностей, может использовать жесты, необычная привязанность к предметам, настаивает на однообразии, повторение чужих слов и фраз, повышенная реакция на звуки или отсутствие реакции, вращение предметов или вращение на месте, трудности в общении с другими людьми.
На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает ряд признаков, которые присущ РДА. Но, как правило, при РАС проявляется 1-2 аутоподобных черт:-те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезадаптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.
При всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА-не одно и тоже. Это связано с тем, что РАС не является самостоятельным заболеванием. Рас –это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. РАС всегда является последствием неврологического нарушения ЦНС как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.
РДА очень сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают специальной адаптации:
-навыки самообслуживания
-навыки вербального и невербального взаимодействия с окружающим миром
-развитие кинестетических навыков:
Умение воспринимать своё тело, направление движений, пространство, дающих ребенку невербальное понимание.
Используют:
-карточки ПЕКС
-Анализ поведенческой терапии=АВА
-Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) способствует востановлению нервных связей в коре головного мозга.
При РАС, компенсаторные возможности существенно шире.
В справочнике с РДА при РАС прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. Работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны при РДА.
Одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик ( в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА).
В частности, речь идет о переводе ребенка с РАС на карточки PECS.
К сожалению, в 80% случаев ребенок с РАС в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию.
Карточки PECS можно применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации невозможно.
Как распознать аутизм в раннем возрасте :
-задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими
-чувствительность к сенсорному дискомфорту
-избирательность в еде
-страхи, беспокойство
-стереотипии
-однообразная игра ребенка с предметами
-неустойчивость ритма «сон-бодрствование»
-двигательная сфера развивается неравномерно.
Поведение ребенка, вызывающие у родителей опасения:
-ребенок не смотрит в глаза
-говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице
-все время повторяет слова, фразы
-ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала
-не произносит слова, мычит
-не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с детьми
-ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на маму, не реагирует на просьбы, имя
-трясет головой, руками, раскачивается
-ходит на носочках
-грызет пальцы, руки; бьет себя по лицу
-у ребенка истерики, приступы агрессии
-боится незнакомых/чужих; пугается звонков, вздрагивает
-боится света, все время выключает его.
Классификация аутизма (Никольская О. С) :
*первая форма-полная отрешенность от происходящего;
*вторая форма-активное отвержение;
*третья форма-захваченность аутистическими интересами;
*четвертая форма-чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
Классификация по степени тяжести:
1) Полная отрешенность от происходящего-избегают любых контактов с внешним миром
2) Активное отвержение окружающей среды-Любое нарушение привычного ритма жизни ведет к сильной аффективной реакции.
3) Захваченность аутистическими интересами-дети стараются укрыться от мира в своих интересах, их занятия проявляются в стереотипной форме и не носят познавательного характера.
4) Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой- наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основная черта-повышенная ранимость, уязвимость.