ИРИНА ЛИННИК
Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальные коррекционные занятия в группе «Особый ребёнок»
с неговорящим ребёнком имеющего
расстройства аутистического спектра (РАС)
Публикация «Индивидуальные коррекционные занятия с неговорящим ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Неговорящие дети
- Темочки
У детей с РАС, имеющих тяжелую речевую патологию, отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне произвольности и осознанности; внимание неустойчивое, трудности при включении, переключении и распределении; нарушения всех свойств памяти;
отклонения в эмоционально-волевой сфере.
У. Фрит подчеркивала трудности обобщения при восприятии у детей с аутизмом, склонность к детализации в отсутствие попытки объединить в единое целое отдельные элементы воспринимаемого объекта или обращенной к ним фразы [Frith, 1992). Это, по мнению автора, является существенным препятствием в понимании смысла слов, жестов и чувств других людей.
Особенности восприятия целостной картины мира ребенком с аутистическим спектром не дает возможность давать материл в большом объеме. Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и представлять материал на занятии порционно малыми дозами.
Материал подбирать необходимо так, чтобы он соответствовал содержанию занятия; был понятен ребенку (например, если ребёнок не соотносит предметы и их изображения, то для него нужно подобрать реальные предметы по изучаемой теме).
При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход. Для успешной реализации задач, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком.
В процессе занятий с детьми с РАС следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий :
• Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
• Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
• Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
• Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
• Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
• В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия», т. е. «рука в руке»).
• Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка.
• Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка.
• Опора на сенсорные анализаторы. Дополнительно использовать «сенсорные буквы и цифры, геометрические фигуры»
• Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
Коррекционные занятия с неговорящим ребёнком построены по типу «матрешки», когда идет постепенно вовлечение ребенка в действия и увеличение заданий и объема представленного материала.
Каждая тема осваивается ребёнком в течение 2-х недель.
Количество занятий - 10.
Тема: «Игрушки»
Занятия № 1-2
Задачи:
формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений;
учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки;
учить быстро узнавать предмет;
развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете;
развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание;
учим понимать простые инструкции «возьми», «дай»;
расширять пассивный глагольный словарь. Выполнять по образцу действия с игрушкой «покатай, погладь»;
учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания;
развивать экспрессивная речь через слова: «дай, на», междометия: «ай, ой!».
Оборудование: мяч, шарик.
Краткое содержание.
1. Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям:
Ладушки – ладушки,
Где были? У бабушки!
Ладушки - ладошечки,
Звонкие хлопошечки.
Хлоп - хлоп! (Поощрение)
2. На столе лежит мяч. Взрослый называет предмет- «Мяч». Дает ребенку в руки - «Возьми». Дает время ребенку потрогать игрушку, при этом вместе с ребенком выполнять действия по образцу, инструкции «погладь». Поощрение
3. Взрослый совершает игровые действия с мячиком (катает мяч по столу», сопровождая их междометиями: «ай, ой!». Если ребенок охотно включается в игру, можно предложить ему- «покатай». Дидактическая игра «Колобок» -развиваем моторику. Поощрение.
4. С помощью сюрпризного момента ребенку предъявляется воздушный шарик. Дидактическое упражнение «Шарик» или «Надуем шарик». Обязательно озвучиваем игру с шариком: произносим («у-у-у!»); - развитие речевого дыхания, звукоподражания. Поощрение.
5. Итог. Прощание. Педагог обнимает ребенка (если он позволяет, прощается с ним.