Московая Елена
Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра. Довербальная стадия развития
▼ Скачать + Заказать документы
государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4»
Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра (часть 1)
Воспитатель:
Московая Е. С.
20 мая 2019
Часть 1
Представляю Вашему вниманию серию статей, посвященных коммуникативным навыкам при аутизме. Начнем серию с акцента на детях, которые находятся в довербальной стадии развития.
Публикация «Общение с детьми с расстройствами аутистического спектра, Довербальная стадия развития» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Когда мы думаем о детях, которые находятся на любой стадии языкового развития, от довербального до высоко вербального, одна из самых важных вещей, которую следует иметь в виду, - это различие между коммуникацией и языком. Общение - это обмен сообщениями между двумя людьми. Каждый учится общаться, прежде чем выучить язык. Указывая, мимика и взгляд глаза все примеры сообщения без слов. С другой стороны, язык-это выученная, символическая система. Каждый язык, на котором говорят, имеет свой собственный набор различных символов и правил. Язык является символическим, потому что его значение основано не на контексте или ситуации, а на знаниях, которыми делятся партнеры по общению. Например, звуки, которые мы складываем, чтобы сказать “кошка", не имеют истинной связи с пушистой кошкой, но мы все знаем, что это значит, потому что мы узнали эту связь в раннем возрасте.
Предумышленный ребенок-это тот, кто еще не узнал, что общение происходит между двумя партнерами, и часто опекуны должны интерпретировать свое поведение, чтобы определить свои потребности и желания. Они могут бросать игрушку или плакать, потому что они голодны, когда смотрит воспитатель, но они будут делать то же самое, даже если они одни. Они могут быть очень "независимыми" и складывать стулья или карабкаться на предметы, чтобы получить доступ к предметам или пище, которые они хотят, не сообщая свои желания другим. Мы говорим, что у них пока нет коммуникативного намерения.
Довербальный ребенок может общаться намеренно, но еще не использует слова (или символы) для общения. Обычно мы имеем в виду детей, которые усвоили, что ключом к общению является передача сообщения кому-то другому. Эти дети могут постоянно указывать на объекты, которые им нравятся, когда им предоставляется выбор, направлять вокализации на других или подтягивать воспитателей к желаемому объекту и смотреть на них за помощью. Это преднамеренные акты коммуникации, потому что они последовательны, настойчивы и каким-то образом признают партнера. Однако они еще не являются символическими, поскольку по-прежнему зависят от контекста, а не от выученного и общего языка.
Стратегии, которые могут помочь стимулировать коммуникацию и раннее развитие языка :
1. Знайте, что ваш ребенок любит и используйте это, чтобы научить! Чем занимается ваш ребенок? Мы не должны полагаться на традиционные предметы, такие как игрушки – Ваш ребенок любит слушать музыку? Хлопать в ладоши? Рвать бумагу или собирать предметы? Хотя мы не хотим, чтобы ребенок застрял на настойчивых интересах, мы можем использовать высоко мотивирующие объекты и действия, чтобы научить о силе общения и укрепить коммуникативный замысел. Мы часто используем все, что можем, чтобы взаимодействовать с ребенком, чтобы создать возможности для обучения общению.
2. Дети учатся общаться, нуждаясь в общении. Если мы предвидим их потребности и обеспечиваем, дети не нуждаются в общении и испытывают трудности в освоении силы общения. Создание или производство возможностей или "коммуникационные искушения", которые требуют общения для вашего ребенка, чтобы получить то, что он хочет. Это требует немного творчества. Вы можете предложить закуски или игрушки в труднодоступных контейнерах. Только дайте части печенья вместо одного целого. Удерживайте два объекта, чтобы ребенок мог выбирать между ними. Создавайте паузы во время текущей игры (например, толкайте на качелях, щекочите и т. д.) и ждите сигнал от ребенка, чтобы начать общаться.
3. Самый критический и самый трудный шаг приходит после того, как искушение уже на месте. Это молчаливое ожидание общения ребенка. Не ждите ни слова - помните, мы на уровне общения, а не языка. Ребенок может дотянуться, приостановить то, что он делает, или просто посмотреть в вашу сторону. Это коммуникативное намерение! Прежде чем дать ребенку желаемый объект, требуйте определенного положительного коммуникативного намерения. Работайте с вашим подопечным, чтобы решить, какой сигнал - взгляд глаза, вокализация, или обмен изображениями – может быть подходящим.
4. Упростите свой язык. Мы используем правило “один вверх" : добавьте еще одно слово в вашу собственную речь, чем обычно использует ваш ребенок. Это означает, что если ваш ребенок еще не использует слова, используйте в первую очередь отдельные слова для обозначения элементов, которые его интересуют. Используйте свой язык, чтобы описать, на что обращает внимание ваш ребенок.
Самая большая цель состоит в том, чтобы продолжать повышать ясность, частоту и сложность коммуникации, которую использует ребенок. Для довербальных детей одним из наиболее важных навыков, которому мы можем научить, является совместное внимание, или способность реагировать на внимание и/или направлять внимание другого. Ребенок должен научиться смотреть, куда указывает взрослый (реагируя на фокус внимания, затем использовать точку для запроса объекта, затем использовать точку, чтобы поделиться или показать объект (например, в книге, которые оба включают в себя направление внимания. Совместное внимание возникает, когда воспитатель и ребенок сидят и смотрят книгу вместе. Каждый раз, когда воспитатель указывает на изображение и надписывает его, он моделирует символ (или слово) для этого объекта. Совместное внимание - это основополагающий навык языкового развития и во многом первичный способ обучения.
Для детей с пресловутым поведением помните, что никогда не рано начинать поддержку усилительной и альтернативной коммуникации, особенно для детей с аутизмом, которые преимущественно являются зрительными учениками. Например, отличный способ научить коммуникативному намерению - это обмен картинками. Привлечение внимания партнера встроено в навык, так как человек должен присутствовать, чтобы передать картинку. Игрушка, запрограммированная на устное сообщение, является еще одним хорошим способом обучения намерению с ребенком. Выбирать игрушку следует с отличным звучанием динамиков, потому что она может привлечь внимание через комнату! Еще один способ сделать это - научить хлопать по плечу, но это может быть неправильно истолковано, как агрессия – есть тонкая грань между хлопком и ударом! Следует отметить, что развитие системы, использующей альтернативную или дополняющую коммуникацию, не препятствует способности ребенка в конечном итоге научиться общаться вербально. Фактически, использование альтернативной коммуникации (например, язык жестов) может служить своего рода “мостом” между невербальной и вербальной коммуникацией.
Если у ребенка уже есть коммуникативное намерение через жесты или взгляд глаза, можно приступать к построению ясности и специфичности своих коммуникативных намерений. Научите его последовательно озвучивать, или производить последовательный знак или обменять символ изображения на нужный предмет. Это первый шаг к символической коммуникации. Опять же, существует много разных причин для того, чтобы ребенок был невербалом. Возможно, он действительно испытывает трудности с изучением символического языка. Тем не менее, некоторые дети могут быть более затронуты двигательной проблемой, которая не препятствует изучению языка (что является когнитивно-основанным навыком, просто не позволяя им показывать то, что они знают, с помощью речи или словесных средств (что является мышечным навыком). Кроме того, работа по расширению разнообразия коммуникативных намерений ребенка – помочь им разработать соответствующие способы отклонения предметов, запрашивать объекты и действия и делиться/показывать объекты в своей среде!
Конкретные терапевтические подходы, которые поддерживают детей на этом уровне навыков, включают: прикладной поведенческий анализ, система обмена картинками, обучение стержневой реакции, модель раннего начала Денвера и другие.
Ресурсы:
Для родителей:
Раннее начало для вашего ребенка с аутизмом : использование повседневной деятельности, чтобы помочь детям связаться, общаться и учиться Салли Роджерс, Джеральдин Доусон и Лори Висмара
More Than Words Guidebook, 2-е издание: руководство для родителей по построению взаимодействия и языковых навыков для детей с расстройством аутистического спектра или трудностями социального общения от Fern Sussman
Языковая программа, основанная на аффектах: (ABLC) : интенсивная программа для семей, терапевтов и учителей Стэнли Гринспена и Дианы Льюис
Незавершенная работа: стратегии управления поведением и программа интенсивного поведенческого лечения аутизма Рона Лифа и Джона Макичина, eds.
10 способов практиковать ожидание от маленьких историй: раннее развитие речи и языка.
Для профессионалов:
Расстройства аутистического спектра и AAC от Pat Mirenda и Teresa Iacono eds.
Fey, M. E., Warren, S. F., Brady, N. et al. (2006). Ранние последствия ответственного обучения / обучения в долингвистической среде для детей с задержками в развитии и их родителей. Журнал исследования речи, языка и слуха, 49, 526-547.