Наталия Кунденок
Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Основным источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения.
Социальная адаптация- это приспособление к социальной среде, незнакомой для ребёнка.
Публикация «Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении» размещена в разделах
В нашей работе мы уделяем особое внимание социальной адаптации аутичных детей, так как аутизм характеризуется наличием «триады» нарушений: коммуникации, социального взаимодействия и мотивационной сферы. Для детей с аутизмом характерно нарушение всех видов контакта, эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих и уход в свой внутренний мир. Эти проявления сочетаются со стойким негативизмом и особыми нарушениями интеллектуального и речевого развития. Наличие данных нарушений мешает ребёнку с аутизмом активно включаться в жизнь общества. Социализация относится к тем процессам, посредством которых дети учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Но у детей с РАС, наблюдается, невозможность формирования социальных связей с другими людьми.
Выделяют основные психологические проблемы, наблюдаемые у детей с расстройствами аутистического спектра, отрицательно влияющие на социальные поведения :
• Невосприятие окружающих;
• Отсутствие интереса к людям;
• Отсутствие восприятия целостности человеческого тела;
• Отсутствие глазного контакта;
• Отношение к людям как к неодушевлённым объектам;
• Отсутствие соответствия правилам поведения и культурным нормам;
• Равнодушие к переживаниям окружающих;
• Недостаток или отсутствие социального восприятия людей;
• Наличие эмоций, неуместных для ситуации;
• Непонимание мыслей, побуждений и желаний других людей.
Наличие всех этих особенностей детей с РАС ведёт к снижению нормальных социальных интересов и понимания социальных норм и устоев.
Одной из важных задач в нашей работе является, оказание психосоциальной помощи ребёнку в адаптации в дошкольном учреждении. Основная часть работы составляет индивидуальные занятия с ребёнком. На занятиях создаются условия для социальной адаптации и приспособления к жизни в обществе (налаживание эмоционального контакта между ребёнком и педагогом, развитие коммуникативных навыков, подготовка к обучению, всестороннее развитие дошкольника). Развитие эмоционального взаимодействия с внешним миром позволяет уменьшить аутистические и негативные установки, преодолеть агрессивные тенденции ребёнка. Нарушение общения у аутичного ребёнка связано с формированием у него аутистического барьера, защищающего его от болезненных контактов, и вследствие этого повышенной ранимостью такого ребёнка и, естественно, выработкой им форм защитной реакции на окружающих (истерика, крик, агрессия, аутостимуляции, стереотипные движения и т. д.).
Учёные В. В. Лебединская и О. С. Никольская сформулировали правила единого подхода к восстановлению аффективной связи с такими детьми:
• Первоначально не должно быть давления и прямого обращения;
• Первые контакты следует организовывать на адекватном для ребёнка уровне в рамках его активности;
• Следует разнообразить привычные удовольствия ребёнка, усилить их заражением собственной радостью;
• Начинать усложнять формы контактов после закрепления у ребёнка потребности в общении, когда взрослый становится положительным аффективным центром ситуации;
• Важно осуществлять дозирования контактов;
• При достижении аффективной связи с ребёнком он становится более доверчивым, его нужно беречь от конфликтов;
• По мере установления контакта его внимание постепенно направляется на процесс обучения, тем самым появляется уверенность в результатах совместного контакта.
Самое главное в работе с аутичными детьми- это общение с родителями, которое может выявить все особенности развития в раннем детстве, в первую очередь это навыки и умения, привязанности и привычки ребёнка. Важным является наблюдение, которое в разных ситуациях и при знакомстве с разными пристрастиями дошкольника, его коммуникативными и моторными особенностями, игровыми возможностями, уровнем развития навыков самообслуживания и даёт построение индивидуальных программ обучение и воспитание детей с РАС в дошкольном учреждении. Социальное воспитание аутичных детей строится в зависимости от типа их поведения, от тяжести и глубины психофизических расстройств, максимально ранней диагностики, включением в активную работу родителей.
Одной из особенностей нашей работы в области социализации детей с РАС является, включение ребёнка в общество сверстников. Это мы осуществляем на подгрупповых музыкальных занятиях, посещаем общеобразовательные группы. На индивидуальных занятиях педагог уделят особое внимание формированию способности дошкольника оставаться на своём месте, сосредотачиваться на задании и следовать инструкциям взрослого. Подобное поведение называется рабочим, так как оно является необходимой предпосылкой для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с РАС в дошкольном учреждении.