Олеся Володченкова
Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребёнка.
Третий год жизни в отличие от первых двух несёт в себе новации с установкой на речевое взаимодействие с ребёнком, на обращение к его внутреннему миру, обогащено эмоционально и умственно на основе развивающегося образного мышления. Именно это создаёт предпосылки для введения элементов знаковой культуры в слове, в рисунке, в игрушке.
Публикация «Консультация для родителей „Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Круг произведений для чтения и рассказывания детям составляют произведения народного творчества. Словесное творчество народа – это сказки, загадки, поговорки, песенки, потешки. Серьёзное и смешное, весёлое и грустное, юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, гармония звучания находит отражение в произведениях народного творчества.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, особенно это важно при поступлении малышей в детский сад. Сказки, песни, потешки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, и самое важное в развитии детей – это то, что устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Многие потешки сопровождаются движениями детей - «Ладушки», «Сорока», «Мальчик-пальчик». Другие потешки сопровождают подвижные игры-«У медведя во бору», «Заинька выходи», «Вышла курочка гулять» и т. д. В потешках нередко встречается звукоподражание, припевы, например:
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду
Сидит ворон на дубу… или
Чики- чики- чикалочки,
Едет Ваня на палочке.
Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры – забавы с использованием фольклора. Чтобы дать возможность проявить речевую активность необходимо вводить в игры хорошо известные детям потешки. Например, в игре – забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю – баюшки-баю», «Катя, Катя маленька», а также:
Гу-ту-ту!
Гу-ту-ту!
Вари кашку круто,
Подливай молочка,
Накорми казачка!
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи. Поэтому основная форма работы по выразительности речи – занятия и игры. Необходимо ежедневно проводить со всеми детьми игры с пением, потешками, или дидактические игры со звукоподражанием, чтобы упражнять речевой аппарат. Это такие игры как «Пузырь», «Каравай», «Поезд», «По ровненькой дорожке» и другие. Ценно то, что эти игры коллективные, так как в них участвуют все дети, все хором нараспев говорят потешку или поют песню, где слово звучит полностью, даже если дети не произносят правильно все звуки, слоговый состав слова сохранятся. И эти игры дети повторяют по несколько раз.
Народные потешки, песенки можно включать в дидактические игры, например «Чудесный мешочек», дидактические игры с куклой, занятия по картинке.
Самых маленьких детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать, что я и делаю в своей работе. У детей начинает формироваться самостоятельная речь. Слово становится основным средством общения с окружающими, вместо жестов и мимики.
Тогда постепенно по законам красоты «открывается» перед ними притягательная сила народного слова, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, Родине.