Жанна Петрова
Доклад «Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание детей
на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации
Важнейшей задачей музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления жизни, действительности и музыкального искусства в свете эстетического идеала.
Публикация «Доклад „Эстетическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Характер эстетических идеалов ребенка является главным показателем уровня его оценочных музыкально-эстетических представлений, то есть развитости его способностей эстетического и музыкального вкуса.
Первоначально в своей непосредственной целостности музыкально-эстетическая культура личности предстает как часть общей духовной культуры. В ней выражается способность воспринимать и творить мир музыки не только в соответствии с нормами эстетического отношения, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.
Уровень музыкальной культуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы и слагаемые музыкально-эстетической культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.
Большое значение для формирования музыкально-эстетической культуры детей имеет как непосредственная образовательная деятельность, так и участие детей на специально организованных занятиях по музыкальному воспитанию.
Музыка, сочетанием своих выразительных средств, создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом, с сюжетом изобразительного материала, с действием под музыку - делает музыкальный образ более конкретным, понятным для каждого ребенка.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства. Делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.
Специфика воздействия музыки на нравственность детей, связана с развитием эмоционально – нравственной отзывчивости на то или иное произведение. Это важное качество личности, необходимое для успешной социализации в обществе. Духовная отзывчивость, формируемая у детей, позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также «сорадованием», радостью за другого.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности ребенка играет художественная деятельность. Она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей посредством участия в музицировании, пении, движении под музыку.
Эстетическое воспитание детей направлено на решение следующих задач:
- формировать у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
- развивать понимание красоты природы, способности беречь эту красоту;
- привить умения и навыки в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования музыки, художественного слова под музыку и т. д. ;
- развивать творческие способности детей, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- развивать у детей понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт, окружающий мир.
Для организации эстетического воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка не только способна развивать ребенка, но и воспитывать : дисциплинировать, стремиться к совершенству в музыкальном исполнении, которое приносит эмоциональное удовольствие.
Постигнув радость от общения на музыкальных занятиях, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкально – эстетическое воспитание заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.
Таким образом, музыка способна развивать не только разум, но и облагораживать чувства юного гражданина России.
Эстетическое отношение к музыке – это отражение ее в сознании ребенка, установление взаимодействий между ними, это комплекс индивидуальных, избирательных связей личности ребенка с произведениями
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего - ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Музыка сопровождает человека всю жизнь. Она способна объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ним.
Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определенный отклик в душе другого. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Еще одна особенность музыки – воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Чтобы музыкальное искусство выполнило эти важные функции, надо развивать у ребенка общую музыкальность.
Существуют следующие характеристики этапов развития у детей эстетического отношения к музыке.
1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Встречаясь с музыкой в различных жизненных ситуациях, ребенок эмоционально откликается на нее, и на фоне этих переживаний у него зарождается любовь к музыке, интерес, потребность в ней.
2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков, различают структуру музыкального произведения, отмечают выразительность образов. Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
3. Появления творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце, музицировании на инструментах.
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуя слух, рождается творческое воображение. Переживание детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.
Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Чередование различных заданий, видов деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: уметь действовать, подчиняться музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать. Кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.