Елена Леонтьева
Консультация «Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольной организации с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольной организации - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольной организации или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Публикация «Консультация „Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Понятие адаптации многоаспектно. Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса.
Адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде :
а) творческий стиль, когда ребенок старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним [41, c. 63].
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.
К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольной организации. Существует три фазы адаптационного процесса.
1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
2. Подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3--5 месяцев.
3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
- легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10--15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Существуют факторы риска, увеличивающие вероятность проявления тяжёлой формы привыкания к детскому саду. При наличии нескольких неблагоприятных факторов начало посещения дошкольной образовательной организации желательно отложить.
Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка к дошкольной организации : I. До родов (антенатальные факторы). Токсикозы I и II половины беременности. Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности. Обострение хронических заболеваний матери в период беременности. Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности. Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания). Профессиональные вредности матери в период беременности. Употребление матерью алкоголя во время беременности. Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери. Курение матери в период беременности.
II. Во время родов (интранатальные факторы). Осложнения в родах. Наличие асфиксии разной степени тяжести. Родовая травма. Хирургические вмешательства во время родов. Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.
III. После родов (постнатальные факторы). Недоношенность или переношенность ребенка. Крупная масса тела (вес больше 4 кг). Заболеваемость на первом месяце жизни. Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью. Курение матери во время вскармливания грудью. Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка). Искусственное вскармливание ребенка. Фоновые заболевания у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия). Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет. Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.). Задержка нервно-психического развития. Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни. Отсутствие закаливающих мероприятий. Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольной организации. Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми. Конфликтные взаимоотношения в семье. Отсутствие отца или матери в семье ребенка. Первый или единственный ребенок в семье. Неправильное воспитание ребенка: «кумир семьи», «кронпринц», «Золушка», «ежовые рукавицы», гиперопека, гипоопека и т. д.
Есть факторы, которые изменить педагогу не под силу. Ну, например, все то, что было связано с беременностью или с родами ребенка. Однако среди многих неблагополучий, влияющих на адаптацию ребенка и выявленных после родов, есть группа факторов (социальных, которые возможно устранить. Например: пассивное курение, отсутствие закаливающих мероприятий, несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольной организации, лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание ребенка и т. д.
Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает благополучно у детей, владеющих навыками ситуативно-делового общения, умеющих длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками.
Большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении. Иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольной организации, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Таким образом, первая часть данной работы ставит своей задачей помочь руководителям дошкольных организаций, воспитателям, детским психологам в организации адаптационного периода, дает практические рекомендации, описание занятий, сценарии, призванные облегчить эту сложную, кропотливую работу на первоначальном этапе.