надежда вершинина
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Слайд № 2Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется кризисом личности:ее духовности, нравственности, возникшие вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
Публикация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Слайд № 3Основные понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяется так: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Слайд № 4То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.
Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения и подражание взрослым. Двигаясь этим путем проб и ошибок, он можетовладеть элементарными нормами жизни. Однако путь этот долог. Поэтому роль взрослого как “социального проводника” очень важна и ответственна. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его развитие.
Слайд № 5Детский возраст - фундамент общего развития ребёнка. Заложить нравственные основы, которые сделают его более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи духовно- нравственноговоспитания.
Слайд № 6Это можно сделать с помощью фольклора. Фольклор- «народная мудрость», устное народное творчество. Эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.
Благодаря фольклоруребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления о красоте, морали, знакомится с обычаями, традициями и обрядами. Вместе с эстетическим наслаждением впитывает духовное наследием народа.
В работе с детьми нужно использовать: см. Слайд № 6
Слайд № 7- Колыбельные песни – они успокаивает, убаюкивает, что важно для физического развития. Одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, восприятию слова, пониманию языка.
Слайд № 8- Потешка вводит ребенка в мир. Она воспитывает и учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес».
Слайд № 9, 10 (через 1,5 мин.)- Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.
Слайд № 11- Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Слайд № 12- Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь».
Слайд № 13-Считалки - это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей.
Слайд № 14-17 (через 1 мин.)- Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
Слайд № 18Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших - это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом.
Слайд № 19На народных традициях формируется у детей любовь к родной земле, понимание роли семьи, свое место в семье. Познание детьми фольклора- положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Литература
1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов
2. А. Я. Ветохина [и др. ]. – СПб. :«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
3. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] : методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.