Оксана Савичева
Консультация «Фольклор как средство воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор как средство воспитания.
Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора. К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые формы :потешки, частушки,пословицы,поговорки,дразнилки,прибаутки,небылицы,докучные сказки,небылицы-перевёртыши, сказки, легенды т. д.
В раннем и младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки,заклички,потешки,прибаутки,колыбельные.
Публикация «Консультация „Фольклор как средство воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Их использование позволяет реализовать идем воспитания оптимистического мироощущения, традиции доброжелательного, активизирующего отношения к ребёнку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи самостроительства личности ребёнка, приоритета семейного воспитания.
В среднем дошкольном возрасте, помимо названных жанров фольклора, детей знакомят с докучными сказками,небылицами,загадками,пословицами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста представлены все жанры фольклора. Большое место занимают пословицы и поговорки, небылицы, дразнилки, загадки. В старшем дошкольном возрасте, помимо русского фольклора, детей знакомят с фольклором других народов (татар, башкир), проживающих в регионе, а также с легендами и преданиями родного края.
В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами фольклора решаются следующие задачи :
1. Приобщение детей к народным традициям.
2. Воспитание интереса к народному слову, к образам произведений фольклора.
3. Развитие эмоционального отклика на произведения устного народного творчества.
4. Формирование понимания основного содержания фольклорных произведений.
5. Формирование представлений об отличительных особенностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.
6. Формирование умения выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворения).
7. Развитие исполнительских умений детей на материале фольклорных произведений.
8. Развитие творческих способностей детей (придумывание колыбельных, небылиц, дразнилок) .
9. Воспитание умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
10. Обогащение речи детей лексикой фольклорных произведений.
В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания произведений.
В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на ранее накопленный детьми фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх.
В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых особенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умение понять основное содержание произведения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.
Важным условием воспитания является создание развивающей среды, включающей два основных компонента:
- речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;
- предметную среду (предметы народного быта, игрушки, картины, книги) ,отражающую содержание фольклорных текстов.
Во всех возрастных группах дополнением к текстам является наглядный материал: предметы быта, иллюстрации, народные игрушки, различные виды книг по материалам фольклорным произведений (книги-игрушки, книги-раскладки, дидактические игры, костюмы и элементы костюмов для педагога детей.
В старших группах целесообразно привлекать детей к созданию предметно-развивающей среды, обогащать среду результатами изобразительного (поделки, рисунки) и словесного (альбомы придуманных детьми закличек, небылиц и др.) творчества детей.
В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и приёмы. Особое значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора : выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы.
Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребёнка, его соучастие в исполнении произведения (воспроизведение диалога, выполнение действий и др., активное сотворчество ребёнка, особенно в исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей
(считалки, дразнилки) .
В работе по воспитанию детей на идеях народной педагогики средствами фольклора должна поддерживаться тесная связь с семьёй.