Светлана Алексеева
Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:
1. Формирование фонематического восприятия
2. Развитие функций фонематического анализа
3. Развитие фонематического синтеза
4. Закрепление функций фонематического анализа и синтеза.
1. Формирование фонематического восприятия проводится вначале на материале неречевых звуков, затем на материале речевых звуков, а именно:
Публикация «Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
- различение слов, близких по слоговой структуре.
2. Развитие функций фонематического анализа начинается с выделения звука на фоне слова. По степени нарастания сложности предлагаются следующие виды речевого материала:
1. Ряд изолированных звуков
2. Слоги
3. Слова
После того как ребенок научился выделять звук на фоне слова, проводится работа по развитию более сложных форм фонематического анализа.
При этом соблюдается следующая последовательность:
- вычленение звука из начала и конца слова, определение звука в слове (начало, середина, конец);
- определение последовательности и количества звуков в слове;
- определение места звуков в слове по отношению к другим звукам.
Формирование функций фонематического анализа проводится в следующей последовательности:
фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных звуков. «Ау» -самое простое слово, с которого лучше начинать анализ. Далее звуковой ряд можно расширить: «аоу», «оуи» и т. д.
фонематический анализ обратных слогов («ах», «ум»)
фонематический анализ прямых слогов («ха», «му», «да)
фонематический анализ слов различной степени сложности (односложных, двусложных, трёхсложных, простых и слов со стечением согласных).
-Односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога) : "ус", "на" ,"дом", "мак", "сыр".
-Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: "мама", "розы", "рука".
-Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: "сахар", "повар", "диван".
-Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: "кошка", "полка", "лампа".
-Односложные слова со стечением согласных в начале слова: "стол", "грач" "шкаф".
-Односложные слова со стечением согласных в конце слова: "волк", "тигр"
"полк".
-Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: "трава", "слива", "крыша".
-Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: "клумба", "крышка".
-Трё хсложные слова: "ромашка", "канава".
3. Развитие фонематического синтеза
Развитие фонематического синтеза проводится в тесной связи с работой над фонематическим анализом. В работе сохраняется описанная выше последовательность подачи речевого материала.
Наряду с коррекцией фонематического анализа и синтеза проводится работа над фонематическими представлениями, а так же над дифференциацией фонем. Работа строится в следующей последовательности:
-Дифференциация изолированных звуков.
-Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.
-Дифференциация смешиваемых звуков в словах.
-Дифференциация звуков в предложениях.
-Дифференциация звуков в связной речи.
4. На этапе по закреплению функций фонематического анализа и синтеза используются игры, охватывающие все полученные детьми навыки.