Татьяна Петрова
Конспект занятия по формированию слогового анализа и синтеза для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Тема: «Формирование слогового анализа и синтеза слов»
Цель: Сформировать навык слогового анализа и синтеза слов.
Задачи:
1. Автоматизировать навык деления слов на слоги.
Публикация «Конспект занятия по формированию слогового анализа и синтеза для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
2. Формировать умение синтезировать слова из предложенных слогов.
3. Закреплять умение работать со слоговыми схемами.
4. Формировать фонематические представления:
• выделять из слов заданные слоги,
• воспроизводить ритмический контур слова
5. Уточнять и активизировать словарный запас.
6. Способствовать развитию фонематического слуха, вербально-логического мышления, слухового внимания и памяти, мелкой моторики, графических навыков.
7. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее фронтально, в группах, самостоятельно.
8. Формировать навык самоконтроля и самооценки
Лексическая тема: «Космос»
Предварительная работа
Обогащение словарного запаса по теме «Космос» на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Словарная работа. Уточнение значения слов метеорит, комета, орбита, созвездие.
Оборудование:
плакат планеты Солнечной системы, расчерченное поле со слогами для игры «Половинки», «шапочки» космонавтов со слоговыми схемами, звезды синего и желтого цвета для каждого ребенка, 2 дороги со слоговыми схемами, 2 маленьких конверта с предметными картинками (вол, осы, пол, ушки, корм, мак, под) для игры «Сложи слова», предметные картинки по теме «Продукты», у каждой команды – тюбики со слоговыми схемами, 2 конверта с карточками для игры «Слоговое лото», предметные картинки с изображением транспорта (машина, катер, ракета, самолет, вертолет, 4 ракеты со слоговыми схемами, карта звездного неба на каждого ребенка, тетради, пеналы, карточки со словами (рады, кабан, насос, рано, камыш, навес, какой, качай, жилы) для задания «Поменяй слоги местами».
Ход занятия:
I. Организационный момент
-1,2,3,4,5 – не будем отвлекаться
1,2,3,4,5 – будем заниматься.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Введение в тему занятия
1. Отгадывание загадки:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный.
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые может быть планеты.
(космос)
-Кто догадался о чем мы будем говорить на занятии? (о космосе)
2. Беседа с опорой на наглядность (плакат планеты Солнечной системы)
- А вы знаете, что такое космос?
-Космос – то же самое, что Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Это и стройная система планет, которые вращаются вокруг Солнца, и хвостатые кометы, звезды и метеориты.
3. Составление слов из слогов
-У меня есть игра, хотите поиграть? Тогда слушайте внимательно задание.
Задание: На расчерченном поле вразброс записаны слоги. Составьте из слогов слова. Слово выложите на доске.
Игра «Половинки»
ПЛА ВЕЗ БИ КО ДЫ РИТ
СОЗ НЕ МЕ О МЕ ЗВЁЗ
ОР ТА ДИЕ ТА ТЕ ТА
(ПЛАНЕТА, СОЗВЕЗДИЕ, ЗВЁЗДЫ, ОРБИТА, КОМЕТА, МЕТЕОРИТ)
- Какое из этих слов вам не знакомо? Кто знает значение слова?
- Что объединяет эти слова? (космос)
- Давайте вспомним название планет Солнечной системы.
4. Повторение планет Солнечной системы
Считалка про планеты:
1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс,
5-Юпитер, 6-Сатурн,7-Уран, за ним –Нептун.
Он 8-мым идет по счету.
А за ним уже потом и 9-я планета под названием Плутон.
И мальчишки, и девчонки,
Наяву и в добрый час.
Всё о космосе мечтают,
О далёких небесах.
- А вы готовы в космос полететь?
- Кем вы должны стать, чтобы отправиться в космическое путешествие? (космонавтами)
-Какими качествами обладают космонавты?
III. Развитие слухового внимания
Игра «Четвёртый лишний»
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные.
Задание:- Слушайте внимательно. Я буду называть по 4 слова, среди слов - одно лишнее. Угадайте, какое и назовите его.
Солнце, Луна, лампа, звезда.
Марс, Сатурн, Земля, ракета.
Спутник, ракета, самолет, луноход.
Космонавт, метеорит, комета, звезда.
- Я вижу, вы очень внимательные, принимаю вас в космонавты.
IV. Соотнесение имени со слоговой схемой.
-Для каждого приготовлена «шапочка» космонавта. На ней с помощью слоговой схемы записано ваше имя. Называйте свое имя и подбирайте соответствующую «шапочку».
- Теперь вы – космонавты. Поделимся на 2 экипажа.
V. Динамическая пауза. Подбор слов к заданным слоговым схемам.
- Вам надо попасть на космодром. Туда ведет необычная дорога.
- Чем она необычна? (состоит из слоговых схем)
Задание: Каждому экипажу необходимо придумать слово, подходящее к слоговой схеме. Подбирая правильно слова к схемам, вы сможете пройти по дороге к космодрому.
VI. Составление сложных слов с использованием предметных картинок.
Игра «Сложи слова»
-На космодроме для вас приготовили интеллектуальное задание.
Задание: из двух слов, изображенных на картинках, получить одно.
- Посмотрим, какой экипаж умеет работать дружно и сможет составить новых слов больше.
( Экипажам выдаются конверты с предметными картинками: вол, осы, пол, ушки, корм, мак, под)
- Какие слова получились? (волосы, полосы, подушки, макушки, кормушки, подпол)
VII. Подбор слов к заданной схеме.
-Чтобы космонавты были сильными, им перед полетом необходимо подкрепиться. Космическая еда хранится в тюбиках. На тюбиках написано название еды слоговой схемой.
(на доске предметные картинки по теме «Продукты», у каждой команды – тюбики со слоговыми схемами)
Задание: Найдите среди продуктов, изображенных на картинках, те продукты, которые могли бы оказаться в ваших тюбиках.
VIII. Слоговой анализ и синтез трехсложных слов.
Игра «Слоговое лото»
Задание: В конверте 5 карточек. На карточках зашифрованы слова, изображенные на маленьких картинках. Разложите перед собой маленькие картинки. Возьмите карточку. На ней несколько картинок, а под картинками - цифра, указывающая на слог, который вам понадобится. Из слогов составьте новое слово. На маленькой карточке найдите его изображение.
-Я буду смотреть, какой экипаж самый дружный.
-Проверим, какие слова у вас получились. (экипажи поочередно называют слова, на доске появляются картинки)
-Каким одним словом можно назвать? (транспорт)
-Какой вид транспорта понадобится нам для путешествия? (ракета)
IX. Соотнесение слов со схемами.
-Для нас приготовлено несколько ракет, но отыскать среди всех ракет нашу, смогут знатоки слогов. Только они знают, где слово «ракета» записано верно. Какая по счету наша ракета, догадались? (вторая, так как в слове «ракета»3 слога)
-Ракета выбрана. Осталось автопилоту составить карту пути. Вы – штурманы. Садитесь за столы. Откройте тетради и найдите карту звездного неба.
(в тетрадях у каждого ребенка карта, на которой изображены планеты со слоговыми схемами)
- Я буду называть планеты, а вы – линией прокладывать путь.
- Наша ракета сначала направится на МАРС, затем на ВЕНЕРУ, оттуда – на САТУРН.
(дети узнают название планеты по слоговой схеме)
X. Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым, не лениться, хорошо всегда учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Вверх ладоши! Хлоп! Хлоп, хлоп!
По коленкам! Шлеп, шлеп – шлеп!
По бокам! Хлоп, хлоп! Хлоп, хлоп, хлоп!
По плечам! Шлеп, шлеп,шлеп!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
- Можем отправляться в полет!
-5,4,3,2,1 – пуск!
(музыкальное сопровождение)
- Вот мы на планете МАРС.
-Марсиане предлагают назвать новые слова, поменяв слоги местами.
Игра «Поменяй слоги местами»
Задание: Прочитайте слова, поменяв слоги местами, как марсиане.
РАДЫ
КАБАН
НАСОС
РАНО
КАМЫШ
НАВЕС
КАКОЙ
КАЧАЙ
ЖИЛЫ
(Дети меняют слоги местами и находят карточку с новым словом)
XI. Развитие слухового внимания и восприятия.
-Отправляемся на ВЕНЕРУ. Инопланетянин сочинил для вас стихотворение.
- Слушайте, я его прочитаю:
Мама в гамазине купила моколо.
Я выпил моколо и стал играть с мосалётом.
-Понравилось стихотворение? Почему? В чем ошибки – объясните.
- Отправляемся на САТУРН.
Игра «Телеграф»
Задание: На этой планете не разговаривают. Они общаются с помощью «телеграфного языка». Надо отстучать слоговой контур слова. Я буду показывать планету, а вы передавать слоговой контур слова.
- Пора возвращаться обратно домой. 5,4,3,2,1 – пуск!
XII. Работа в тетрадях. Запись слов с помощью слоговых схем.
-Садитесь на свои места. Составим отчет о том, что видели в космосе.
-Откройте тетради.
-Я буду загадывать космические загадки, а вы – будете записывать отгадки в тетрадь слоговыми схемами. Между схемами – пропуск - 1 клетка.
Угли пылают, совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать.
(звезды)
Светит, сверкает. Всех согревает.
(Солнце)
Вокруг Земли она летает,
А вот зачем – сама не знает.
(Луна)
- Из скольких слогов записаны схемы? (из 2х)
XIII. Итог.
-Понравилось ли вам космическое путешествие?
-Задания на какой планете вам понравились больше всего?
-Какие задания оказались сложными?