МААМ-картинки

Мастер-класс «Игры в работе по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН».

Елена Лобынцева
Мастер-класс «Игры в работе по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН».
▼ Скачать + Заказать документы

«Игры в работе по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН»

Здраствуйте, уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча посвящена дидактическим играм, направленным на развитие фонематического восприятия ребёнка в подготовительной логопедической группе.

Игра для детей - это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребёнок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Публикация «Мастер-класс „Игры в работе по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН“,» размещена в разделах

Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия.

Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения дошкольников.

Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Я хочу рассказать и показать Вам сегодня логопедические игры, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми, как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.

Хочется сделать акцент на том, что сегодня Вашему вниманию будут представлены игры I (подготовительного периода, т. е. игры, используемые на начальном этапе обучения. Они наиболее просты, лаконичны, подготавливают фундамент для решения более сложных задач в дальнейшем.

Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Т. к. без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, т. к ребёнок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Время у нас ограничено, поэтому я не буду подробно останавливаться на каждой игре.

Я предлагаю следующие игры на развитие фонематического слуха, для проведения которых не понадобятся сложные пособия и методики.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие разделы:

Узнавание неречевых звуков;

Игры и упражнения :

«Что шумит?»

«Что гудит?»

«Узнай инструмент»

«Слушай и делай»

«Эхо»

«Будь внимателен»

«Тихо – громко»

«Иди на звук»

«Сравни песенки».

Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

Игры и упражнения :

«Угадай по голосу»

«Кто позвал?»

«Делай как я скажу, а не как покажу»

«Тихо – громко»

«Близко – далеко»

«Три медведя»

«Дочки – матери».

Различение слов, близких по своему звуковому составу;

Игры и упражнения :

«Правильно – неправильно»

«Найди ошибку – хлопни»

«Отбери картинки»

«Убери словечко»

«Подскажи словечко»

«Ряды картинок»

«Эхо»

«Будь внимателен»

«Подскажи словечко»

«Какое слово отличается от других?»

«Четвёртый лишний»

«Определи на слух самое короткое слово»

«Какие пары слов похожи по звучанию?».

Дифференциация слогов;

Игры и упражнения :

«Найди лишний»

«Путаница»

«Повтори»

«Эхо»

«Будь внимателен»

«Какой слог отличается от других?»

«Четвёртый лишний»

«Какие пары слогов похожи по звучанию?»

«Поезд».

Дифференциация фонем;

Игры и упражнения :

«Эхо»

«Будь внимателен»

«Какой звук отличается от других?»

«Четвёртый лишний»

«Какие пары звуков похожи?».

Вот на этом я, наверное, сегодня и остановлюсь. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе.

Публикации по теме:

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством самодельных дидактических игрСенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством самодельных дидактических игр Всестороннее представление об окружающем мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе.

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Игры в работе по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН».
Опубликовано: 17 января 2015 в 12:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Игры в работе по формированию фонематического восприятия у детей с ФФН».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лобынцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД