МААМ-картинки

Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий

Екатерина Козгова
Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошая речь–важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня. Предлагаю для работы логопедов игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, закрепление навыков анализа предложений, формирование лексико-грамматических категорий, развитие логического мышления.

Публикация «Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий» размещена в разделах

«Один, два, три»

Цель: определение количества слогов в словах,

Воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.

Оборудование: доска,крупные предметные картинки

Ход игры : дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание» - дети смотрят на картинку на доске и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке

Звуковой анализ и синтез слова

«Мяч в воздухе»

Цель: определение первого и последнего звука в словах

Развивать мелкие мышцы рук, координацию, точность движений и ловкость

Оборудование: мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называет любое слово (мяч может ударяться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры. Игра продолжается, пока каждый ребенок не скажет по 2-3слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшие.

«Главная буква»

Цель: упражнять детей называть слова на заданный звук

Развивать мелкие мышцы рук, координацию, точность движений и ловкость

Оборудование: мяч, карточки с буквами

Ход игры : Все играющие становятся в круг, перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанный звук

«Живые звуки»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове

Ход игры : Один ребенок – звук «Н», другой – «О», третий «С». Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой вторым, какой последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки, чтобы получилось слово? Какое получилось слово?

«Живая стрелка» (закрепление анализа предложений)

Цель: закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; упражнять в беге по кругу, в остановках по сигналу.

Оборудование: шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней сюжетные картинки.

Ход игры : Ребёнок, изображающий «живую стрелку», находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную сторону по кругу со словами:

«Стрелка, стрелка покружись,

всем ребятам покажись,

покажи нам поскорее

кто из нас тебе милее!»

«Стрелка» останавливается и указывает на какого-нибудь ребёнка. Он должен придумать предложение по картинке, которую показывает «Живая стрелка», и определят последовательность слов в предложении и др. задания

«Поймай слово»

Цель: учить детей составлять с заданным словом предложение (по желанию и по уровню развития детей можно поставить задачу: в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно)

Ход игры : Ведущий начинает, говорит своё предложение «У нас в группе много игрушек». Следующий стоящий «Ловит» последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий «Ловит» его последнее слово в предложении и т. д. по цепочке.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: активизировать словарь детей за счет существительных по темам «Рыбы», «Птицы», «Дикие животные» и т. д. ; учить бросать мяч точно в руки и ловить его, прижимая к груди ; развивать внимание, быструю реакцию.

Оборудование: мяч

Ход игры : Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий (логопед или ребенок). Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слов «земля», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь»- все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками, как бы стараясь потушить огонь. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Я по кругу иду»

Цель: активизировать словарь детей за счёт прилагательных и существительных; закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными.

Ход игры : Дети, взявшись за руки. Идут по кругу и говорят : «Я по кругу иду и в него с собой беру», логопед дает задание – называет прилагательное («Сладкое (сладкие, сладкую).Кого называет логопед, то ребенок делает шаг в круг и отвечает согласуя прилагательное с существительным («Я возьму с собой в круг…»)сладкое яблоко

«Корзина Красной Шапочки»

Цель: активизировать словарь детей за счет прилагательных и существительных; развитие способности к запоминанию, активизация внимания.

Ход игры : Логопед начинает игру словами: «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-то своё, например: «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог и яблоки». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то своё и т. д. Можно потом попросить детей нарисовать корзину и всё, что в неё лежит.

«Два слова»

Цель: развивать внимание, словесно-логического мышления и речи.

Ход игры : Логопед произносит два несогласованных между собой слова, например : «кошка, окно» и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и придумывает из этих слов фразу, например: «Кошка сидит на окне». Затем мяч попадает снова к логопеду и ситуация повторяется. Логопед произносит слова, ребенок фразу. (Лошадь, повозка. Карандаш, стол. Аптекарь, лекарство. Шляпа, голова. Дедушка, палка.)

«Согласен – не согласен»

Цель: учить сопоставлять противоположные мнения, учить правильно выстраивать предложения при ответе.

Оборудование: мяч.

Ход игры : Дети становятся в круг, у логопеда в руках мяч. Логопед кидает мяч детям и задает вопрос. Если ребенок согласен он начинает предложение со слов «Я с вами согласен, потому что…». Вопросы могут быть на разные темы.

1. Я считаю,что лиса это домашнее животное – я с вами не согласен, потому что лиса это дикое животное

2. Я утверждаю, что А – это гласный звук, - да я с вами согласен, звук А поётся, поэтому он гласный звук

3. Я считаю, что перелётные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в тёплые края

4. Я считаю, что май это летний месяц - …

«Крестики - нолики»

Цель: закреплять знания обобщающих понятий, расширить словарный запас, развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: карточка – домик с тремя этажами по три окна, по одной на каждого ребенка; карточки размером с окошко: Х-6 штук, 0 – 6 штук.

Ход игры : Дети сидят за столами перед каждым набор карточек. Логопед дает задание. Дети выполняют. Например, Л: «Я буду называть слова, если это одушевленное слово Х, если неодушевленное О. Я называю слова, если слышите гласный звук – Х, а если согласный - О. Я называю слова: овощи – Х, если фрукты - О» и т. д.

Публикации по теме:

Формирование звукового анализа и синтеза у детей с нарушением речи Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном.

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий
Опубликовано: 18 мая 2015 в 18:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Козгова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД