Ирина Погребняк
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] в рамках темы «Домашние животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Постановка звука Р. «Домашние животные и их детеныши».
Цель: Постановка звука Р. Активизация словарного запаса по теме «Домашние животные и их детеныши».
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с механизмом образования звука Р;
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] в рамках темы „Домашние животные и их детеныши“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Сценарии развлечений
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
-Обогащать словарный запас по теме «Домашние животные и их детеныши».
Развивающие:
-Развивать моторику артикуляционного аппарата;
-Развивать необходимые артикуляционные движения для данного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики);
-развивать силу голоса и длительного плавного выдоха;
-развивать фонематический слух.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятию;
-воспитывать трудолюбие, настойчивость, адекватное отношение к своему дефекту.
Коррекционная:
-закреплять правильное произношение звука Р в изолированном виде.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции [ Р], схема характеристики
[Р], слоговые дорожки, предметные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 минуты)
Вот наш бобик славный пес.
Белый лобик, черный нос.
Бобик-бобик лапу дай!
Сядь на коврик и не лай.
Показывает на себя, поглаживая спереди.
Прикасается и разглаживает лоб и нос.
Вытягивает руки вперед.
Приседает, грозит пальцем.
-Молодец!
Садится на свое место.
2. Основная часть (20 минут)
1. Массаж лица:
-Ручки растираем и разогреваем,
(Потирание ладоней)
И лицо теплом своим мы протираем.
(Пальцами проводим по лицу сверху вниз.)
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(Движения пальцами от середины лба к вискам.)
А потом уходим пальцами на щечки.
(Пальцы перебираются на щеки)
Щечки разминаем, что бы надувались.
(Указательный, средний, безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями)
А теперь от носа мы к губам стекаем.
(Спиральные движения по краю носа к губам.)
Губки разминаем, что бы улыбались,
(Указательными пальцами массируем губы влево, вправо.)
Губки пожуем мы.
(Покусывание верхней губы нижними зубами, нижнюю губу-верхними.)
Тянем подбородок и его щипаем,
(Разминаем подбородок и оттягиваем его вниз.)
А потом по шейке ручками стекаем.
(Поглаживание шеи всей ладонью от челюсти к ключице.)
Дети выполняют все упражнения с опорой на картинки.
2. Артикуляционная гимнастика:
-Нам зеркало будет сейчас помогать выполнятьартикуляционную гимнастику.
Упр. «Игривые обезьянки» (счет 1-2).
«Лягушка» (счет до 5).
«Хоботок» (счет до 5).
«Посчитаем верхние зубы» (счет 1-2).
«Чистим верхние зубы» (счет 1-2).
«Маляр» (счет 1-2).
«Лошадка».
«Грибок».
«Гармошка» (счет 1-2).
«Качели» (счет 1-2).
«Дятел» (д-д-д).
(на все упражнения логопед показывает картинки).
3. Сообщение темы:
-Сегодня мы будем учиться правильно произносить [ Р]
4. Анализ артикуляции [ Р ]:
-Посмотри на профиль и давай дадим анализ артикуляционного уклада [ Р].
Губы: разомкнуты.
Зубы: разомкнуты
Язык: кончи к языка поднят альвеолам, под напором струи выдыхаемого воздуха вибрирует (дрожит). Задняя часть спинки языка опущена.
Голосовые складки: сомкнуты и вибрируют
(прикладывание ладошки ребенка в горлу логопеда)
Струя воздуха: прерывистая теплая направлена вниз (прикладывание ладошки к губам).
5. Характеристика [ Р ]:
- [ Р] согласный или гласный?
-согласный.
-Твердый или мягкий?
-твердый.
-Звонкий или глухой?
-звонкий.
-Имеет мягкого брата?
-имеет мягкого брата.
6. Постановка [ Р ] :
А) Упр. «Комарик»
Рот в улыбке открыт, прижимаем язык к альвеолам и произносим «Дззз». Оно будет похоже на «Джжж».
-Нужно сильнее прижимать язык к верхним зубам, этим провоцируется более четкая вибрация.
7. Закрепление [ Р ] в изолированном виде.
Упр. «Покатаем машинку»
-Когда машинка движется к ребенку, он произносит р-р-р-р-р с нарастающим звуком.
Ребенок выполняет указания.
8. Развитее фонематического слуха.
-Хлопни в ладоши когда услышишь [ Р ].
А-П-Р-С-Р-К-М-Н-Р-О-Р
Ребенок хлопает в ладоши на [ Р].
-Топни ногой когда услышишь [ Р] в слогах
СА-РА-НУ-РЫ-МУ-СО-РУ
Ребенок топает ногой на [ Р].
-Топни и хлопни когда услышишь [ Р] в словах
КОРОВА, ЛОШАДЬ, ПОРОСЕНОК, СВИНЬЯ, БАРАН, КОНЬ.
Ребенок топает и хлопает на [ Р].
-Я назвала животных, какие это животные?
-Домашние.
9. Связь звука с буквой.
-Из каких частей состоит буква Р?
-Палочка и полукруг.
-Обведи пальчиком букву Р, а теперь напиши на листе бумаги букву РОбводит и рисует.
-Звук на письме обозначается буквой.
-Чем отличается [ Р] от буквы Р?
-Букву мы видим и пишем, а звук –слышим и произносим
3. Итог занятия (3 минуты)
- Какой сегодня звук мы учились произносить?
-[ Р]
-Дайартикуляционную характеристику [ Р]:
Ребенок рассказывает по профилю.
-Дай характеристику [ Р] какой это звук?:
-Согласный или гласный?
-Согласный.
-Твердый или мягкий?
-Твердый.
-Звонкий или глухой?
-Звонкий.
-Имеет мягкого брата?
-Имеет мягкого брата.
-Молодец, хорошо поработал, занятие окончено.