Эля Глазко
Рабочая программа по развитию речи «Удивительные звуки»
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяет, что содержание образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей, одним из которых является - развитие речи.
Публикация «Рабочая программа по развитию речи „Удивительные звуки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предварительного знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).
Платная дополнительная образовательная услуга «Удивительные звуки» обеспечивает сохранение самоценности детства, уважение личности ребенка, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; учитывает запросы родителей воспитанников, ориентирована на запросы школы.
Платная дополнительная образовательная услуга «Удивительные звуки» (Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет) способствует:
развитию артикуляционного аппарата детей;
совершенствованию интонационной выразительности речи;
развитию и совершенствованию фонематического слуха детей;
овладению умением в ходе дидактической игры сравнивать слова по протяженности, выделению и называнию звуков в слове, различию их по твердости – мягкости, глухости-звонкости.
Платная дополнительная образовательная услуга направлена на развитие фонематического слуха и речевого внимания, что подготавливает детей 4-5 лет к овладению звуковым анализом слов первому действию по обучению грамоте. Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. Основы формирования всесторонне развитой личности будущего гражданина закладываются в дошкольном детстве. Перед педагогическими работниками, организаторами дошкольного дела и учеными в настоящее время стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию. Проблемы, которые существуют в настоящее время, необходимо решать в связи с требованиями современной практики.
Всесторонняя подготовка детей к школе – вот одна из задач детского сада. По словам Л. С. Выготского «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». Раннее развитие – это тот фундамент, когда закладывается прочное здание. Многие авторы (Глен Доман, Сузуки, Никитины, Н. А. Зайцев) настаивают на том, что такое раннее – не раннее, а как раз своевременное развитие. Раннее развитие - это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте.
Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Учеными-педагогами доказано, что чтение – это лишь часть обучения грамоте. Ребенку дошкольного возраста не сложно запомнить буквы. Но грамота – это не просто чтение. Это грамотные чтение и письмо, основанные на законах родного языка. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения.
Данная программа обучения дошкольников грамоте строится по методике обучения, созданной на основе метода психолога Д. Б. Эльконина, основывается на особом интересе ребенка 4-5 лет к звучащему слову.
Данная программа поможет ребенку в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как «слово» и «звук», поможет понять их различия и особенности. С помощью специальных приемов мы сможем подготовить слух к восприятию звуков речи, а руку ребенка к письму.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель
•подготовить детей 4-5 лет к осознанному и правильному обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков.
2. Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.
3. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей.
4. Учить правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать их по протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук; различать твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки (без введения соответствующей терминологии).
1.3. Принципы построения и реализации программы :
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Системность при отборе и предоставлении образовательного материала.
Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
Сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения.
Открытость Программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями.
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка, его личностных качеств.
Принцип разнообразия форм, видов и способов организации детской деятельности.
1.4. Планируемые результаты на этапе завершения обучения
В результате подготовки к обучению грамоте ребенок сможет научиться:
- произвольно менять громкость голоса и интонацию;
- различать слово и звук как языковые единицы;
- интонационно выделять в слове любой звук;
- определять твердость – мягкость, глухость - звонкость согласных звуков.
2. Содержание программы
2.1. Структура и основные направления реализации программы
В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки к овладению действием звукового анализа слов и развитию возможности управления своими руками и пальцами для элементарной подготовки руки к письму.
Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объекты познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи :
Речь состоит из слов;
Слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
Слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
Они звучат (состоят из звуков);
Слово линейно (звуки идут в нем друг за другом);
Звуки в словах произносятся по-разному.
В средней группе на занятиях по развитию ориентировки звуковой стороне речи использовался комплект листов (на каждого ребенка) по развитию фонематического слуха у дошкольников 4-5 лет.
В связи с этим занятия строятся таким образом:
I часть - это развитие фонематического слуха:
Управление своей артикуляцией;
Звукоподражательные упражнения;
Интонационные выделения звука в слове и т. п.
II часть - это развитие зрительных функций и овладение произвольными движениями рук:
Нахождение заданного предмета;
Его фиксация;
Цветоразличение;
Координация движений глаза и руки.
Первая и вторая часть соединяются между собой материалом-связкой - стихами, потешками, играми, тематически связанными с частями занятия.
Работа детей в рабочих тетрадях создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словами, звуками.
В процессе выполнения самостоятельных работ на листах, сравнивая собственные результаты с заданными образцами, дети начинают овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Знакомство со звучащим словом.
При формировании представлений о слове выделяем два основных момента:
вычленение слова из потока речи.
раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дети знакомятся в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря.
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.
Представление о слове закрепляется и в словарных упражнениях, и в упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание детей на смысловую сторону слова.
Понятием «слово» знакомим детей и средствами художественной литературы.
Все это помогает воспитывать у детей внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова «слово», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.
Сравнение слов по звучанию
В средней группе дети узнают, что слова звучат по-разному: одно и тоже слово можно произнести громко и тихо. У детей закрепляются знания о том, что слова могут звучать быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию. Воспитатель дает образец произнесения, а дети пробуют произнести слова: с разной силой голоса, в разном темпе.
Для закрепления этих знаний используются тексты стихов, чистоговорки, пословицы, скороговорки (по выбору воспитателя, игры.
Знакомство с протяженностью слова (одно-двух и трехсложной слоговой структуры)
В этом возрасте дети получают представления еще об одной речевой единице - о слоге. Умея выделять гласные звуки, они свободно делят слова на части, прохлопывая, прошагивая, пропрыгивая и т. п. ритмико-слоговую структуру (одно-двух- и трехсложных) слов. При этом используются в качестве заместителей мелкие фишки-игрушки, чтобы ребенок наглядно видел, много или мало слогов, короткое или длинное слово получилось. Пересчитывать не обязательно, но и не запрещается. Для решения данной задачи можно проводить дидактическую игру «Телеграф», позволяющую на доступном детям уровне понять принцип работы. Заместители, выставляемые взрослым и ребенком соответственно прохлопыванию слогов слова, являются прообразом будущей графической записи слогов.
Игры:
«Чье слово длиннее»;
«Самое короткое слово»;
«Звуковые часы».
Рассматривание картин, н/р «Лесная полянка» и др., определение коротких, а затем длинных слов. вание слов на заданный звук.
В средней группе для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, то есть научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова - с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению (и/в) его (ммак, жжжук, так как это поможет ребенку анализировать звуковой состав слов. А умение анализировать звуковой состав слова будет способствовать предупреждению пропусков букв при письме.
При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова.
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс и/в звука в слове, предлагаю сравнивать звуки слова с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни (образное восприятие).
Звуки называются «песенками» :
[р] - песенка большого мотора,
[р’] - песенка маленького мотора,
[с] - песенка насоса,
[ж] - песенка жука,
[ш] - песенка ветра,
[з] - песенка комара.
Например, детям предлагается называть предметы и в словах - названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р и т. п.).
Введение игровой ситуации облегчает детям выполнение задания.
Для разнообразия можно проводить и звукоподражательные игры.
Хорошие детские стихи, чистоговорки так же способствуют тому, чтобы приучить ребенка к трудному и непривычному протяжению отдельных звуков в словах.
В результате всей этой работы смысловая сторона постепенно переходит в звуковую сторону речи.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (акустическая).
Почти параллельно проводится работа по дифференциации (расчленению) на слух твердых и мягких согласных звуков. Дети умеют сравнивать слова по звучанию и им не трудно установить, что «большой мотор» звучит твердо - р-р-р, а «маленький» - мягко: рь-рь-рь, «большой комар поет - з-з-з, а «маленький» - зь-зь-зь и т. п. При этом дети различают пары звуков, но называют их соответственно «старшими» и «младшими братцами», а не твердыми и мягкими согласными. Кроме заданных игровых ситуаций дети свободно оперируют предметными картинками для решения этой задачи («Выбери и подари картинки братцам»)
В рабочих тетрадях по развитию фонематического слуха дошкольники выполняют следующие задания:
обвести синим и зеленым карандашом (фломастером) картинки для «братцев»;
купить продукты для старшего и младшего братца;
раскрасить картинки определенным (зеленым, синим) цветом;
расселить картинки по домикам (синий дом и зеленый).
Развитие произвольных движений пальцев рук.
Задачи те же, что и для II младшей группы: развитие движений, способствующих управлению своими руками и пальцами, что создает основу произвольности движений у ребенка в целом. Отличие программы средней группы заключается в некотором усложнении самих упражнений и увеличении количества занятий (II младшая группа - 10 занятий, средняя группа - 16 занятий).
Линия усложнения предполагает сначала управление руками, потом координированность движений обеих рук, развитие гибкости и мелкой мускулатуры кисти и пальцев. В средней группе мы не придерживаемся условного деления движений на две группы: для рук и для пальцев. Предлагаемые детям движения сочетают и ту, и другую задачу, так как они усложняются по образцу выполнения и по образному контексту, в который включается. Если в младшей группе они являлись примером яркого копирования движений взрослого, то в средней группе главное место занимает образный контекст движения, вхождение в него, словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребенка к тому, что он изображает.
2.2. Основные методы, используемые при реализации программы
oМетоды организации и осуществления детской деятельности (словесные; наглядные; практические; продуктивные; проблемные ситуации; исследовательская деятельность; самостоятельной работы и работы под руководством педагога).
oМетоды стимулирования и мотивации (развивающие игры; проблемные ситуации; наводящие вопросы; вопросы поискового характера; обучающие дискуссии; создание ситуаций успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и открытиями; введение системы стимулирования).
oМетоды контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
2.3. Перспективное планирование
№ занятия Тема Программное содержание Страницы
1 Знакомство с термином «слово» 1. Совершенствовать речедвигательный аппарат детей, тренировать их дыхательную систему.
2. Познакомить детей с термином «слово».
3. Формировать у детей умение называть звуки «с» и «сь». с. 3-4
2 Создание «живых» моделей слов 1. Совершенствовать речедвигательный аппарат детей, развивать слуховое внимание, регулировать громкость голоса.
2. Закреплять правильное произнесение звуков «с» и «сь».
3. Познакомить детей с созданием «живых» моделей слов. с. 4-5
3 Протяженность слов 1. Совершенствовать речедвигательный аппарат детей.
2. Формировать умение произносить звук «ш».
3. Формировать у детей представление о протяженности слов. с. 6-7
4 Понятие о звуке 1. Познакомить детей с устройством речевого аппарата, проводить артикуляционную гимнастику.
2. Закреплять произнесение звуков «ш» и «с» и дифференцировать их.
3. Формировать у детей умение слышать звуки, интонационно выделяемые в слове воспитателем.
с. 7-9
5 Понятие о звуках 1. Формировать у детей умение регулировать громкость голоса, дыхание.
2. Формировать умение правильно произносить звук «з» и закреплять правильное произнесение звука «з».
3. Формировать умение слышать звуки, интонационно выделяемые в слове воспитателем с. 9-10
6 Интонационное выделение звука в слове с помощью воспитателя 1. Совершенствовать речедвигательный аппарат детей, обучать их регулированию силы голоса.
2. Закреплять произнесение звуков «з» и «зь».
3. Учить детей слышать интонационно выделенный звук в слове и выделять его самостоятельно по образцу. с. 10-11
7 Обучение самостоятельному интонационному выделению звука в слове 1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать дыхательную систему.
2. Закреплять произнесение звуков «ж» и «з» и дифференцировать их.
3. Учить детей самостоятельному интонационному выделению звука в слове. с. 13-15
8 Знакомство с термином «звук» 1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать фонематический слух.
3. Формировать умение слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно.
4. Познакомить детей с термином «звук». с. 15-16
9 Твердые и мягкие звуки 1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать фонематический слух.
3. Формировать умение слышать интонационно выделенный в слове звук и называть его изолированно, сохраняя твердость или мягкость звука.
4. Продолжать учить самостоятельному интонационному выделению звука в слове. с. 16-17
10 Твердые и мягкие звуки 1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать у детей фонематический слух.
3. Закреплять умение слышать интонационно выделенный звук и называть его изолированно.
4. Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. с. 18-19
11 Твердые и мягкие звуки 1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей, тренировать их дыхательную систему.
2. Формировать у детей умение слышать интонационное выделение звука в слове и называть этот звук изолированно, подчеркивая твердость или мягкость.
3. Продолжать учить самостоятельному интонационному выделению звука в слове. с. 19-20
12 Протяженность слов 1. Совершенствовать артикуляционный аппарат детей.
2. Развивать у детей фонематический слух.
3. Продолжать формировать у детей умение слышать интонационное выделение звука в слове и называть этот звук изолированно.
4. Продолжать учить самостоятельному интонационному выделению звука в слове.
5. Учить сравнивать слова по протяженности. с. 20-21
13 Протяженность слов 1. Продолжать учить детей произносить слова с самостоятельным интонационным выделением заданного звука.
2. Учить называть слова с заданным звуком.
3. Формировать у детей умение соотносить произнесение слова с движением руки (произвольность темпа произнесения слов). с. 22-23
14 Закрепление умения интонационно выделять звук в слове 1. Закреплять умение интонационно выделять любой звук в слове и называть его изолированно.
2. Учить сравнивать слова по протяженности.
3. Развивать фонематический слух. с. 23
15 Твердые и мягкие согласные звуки 1. Учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
2. Ввести знаковое изображение твердых и мягких согласных звуков.
3. Учить детей интонационно выделять звуки в слове и относить их к тому или иному знаку.
4. Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного звука. с. 25-26
16 Предложение 1. Ввести термин «предложение».
2. Учить составлять модель предложения из двух слов и распространять его до трех-четырех слов (по «живой» модели).
3. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове и относить его к соответствующему знаковому изображению.
4. Продолжать учить детей называть слова с твердым или мягким согласным звуком в соответствии со знаковым изображением.
с. 26-27
17 Определение первого звука в слове 1. Учить детей определять первый звук в слове.
2. Учить детей интонационно выделять любой первый звук в слове по образцу, представленному воспитателем.
3. Продолжать учить детей интонационно выделять звук в слове и относить его к соответствующему знаковому изображению.
с. 28-29
18 Дифференциация твердых и мягких согласных звуков 1. Продолжать учить детей определять и называть первый звук в слове.
2. Учить детей составлять модель предложения из двух слов и распространять его до трех-четырех слов.
3. Развивать фонематический слух (учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки).
4. Учить детей называть слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного звука в соответствии со знакомым изображением.
с. 29-30
19 Упражнения в составлении предложений 1. Продолжать учить детей определять и называть в слове первый звук.
2. Развивать фонематический слух (учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки).
3. Учить детей составлять модель предложения из двух слов.
4. Учить составлять распространенные предложения. Обучать детей «чтению» предложений по «живой» модели.
с. 30-31
20 Закрепление умения различать твердые и мягкие согласные звуки 1. Закреплять умение интонационно выделять первый звук в лове и называть его изолированно.
2. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить их со знаковым изображением.
3. Учить детей называть звуки, противоположные по твердости-мягкости. с. 32
21 Определение первого звука в слове без интонационного выделения 1. Учить детей называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.
2. Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков и отнесение их к определенному знаковому изображению.
3. Учить детей называть слова по определенному фонематическому признаку. с. 33-34
22 Парные согласные звуки по твердости-мягкости 1. Продолжать учить детей называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.
2. Учить детей дифференциации твердых и мягких согласных звуков и сравниванию звуков по этому признаку.
3. Учить детей называть парные согласные звуки – твердые и мягкие.
с. 34-35
23 Обозначение твердых и мягких согласных звуков знаками 1. Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков.
2. Учить детей обозначать определенными знаками твердые и мягкие согласные звуки.
3. Закреплять умение называть слова по определенному фонематическому признаку. с. 35-36
24 Обозначение твердых и мягких согласных звуков знаками 1. Учить детей обозначать соответствующими знаками твердые и мягкие согласные звуки.
2. Закреплять дифференциацию твердых и мягких согласных звуков с соотнесением их с каким-либо знаковым изображением.
3. Закреплять умение называть слова по определенному фонематическому признаку. с. 36-37
25 Глухие и звонкие согласные звуки 1. Развивать у детей фонематический слух – умение различать глухие и звонкие согласные звуки.
2. Учить определять глухость-звонкость согласных звуков.
3. Учить дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости. с. 37-38
26 Обозначение твердых и мягких согласных звуков знаками 1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Учить определять глухость-звонкость согласного звука (любого).
3. Учить дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости.
4. Учить дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости и обозначать этот признак с помощью определенного знакового изображения. с. 39-40
27 Глухие и звонкие согласные звуки 1. Продолжать знакомить детей со звонкими и глухими согласными звуками.
2. Учить детей самостоятельному определению звонкости-глухости согласного звука.
3. Учить находить пару звонкому и глухому согласному звуку.
4. Учить называть слова по определенному фонематическому признаку. с. 40-41
28 Глухие и звонкие согласные звуки 1. Закреплять умение находить пару звонкому и глухому согласному звуку.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить называть слова по определенному фонематическому признаку. с. 42
29 Определение звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков 1. Закреплять умение определять звонкость-глухость, твердость-мягкость согласных звуков.
2. Закреплять умение называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.
3. Закреплять умение называть слова по определенному фонематическому признаку. с. 42-44
30 Разграничение смыслового значения и звуковой формы слова 1. Учить детей разграничивать смысловое значение и звуковую форму слова.
2. Учить детей относить звонкие и глухие согласные звуки к твердым и мягким.
3. Закреплять умение называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения.
4. Называть слова по определенному фонематическому признаку. с. 44-45