Получи документы

Рабочая программа театрального кружка «Рябинушка» по музыкальной деятельности

Елена Кравченко
Рабочая программа театрального кружка «Рябинушка» по музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа театрального кружка

«Рябинушка» по

музыкальной деятельности

Возраст детей: 5-7 лет

2015-2017 учебный год

Музыкальный руководитель :

Кравченко Елена Александровна

Таганрог2015

Содержание

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1. Цель и задачи реализации программы

Публикация «Рабочая программа театрального кружка „Рябинушка“ по музыкальной деятельности» размещена в разделах

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

1.3. Возростные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

2. Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.1. Основные направления работы

2.2. Формы работы с детьми

2.3. Перспективное планирование

2.4. Календарно-тематическое планирование

2.5. Работа с родителями

III Организационный раздел

3.1. Режим работы кружка

3.2. Список детей

3.3. Методическое обеспечение

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Татьяны Николаевны Дороновой «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет».

Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям (Н. Сорокина). Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

1.1Цель программы :

- обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников, их общее и эстетическое развитие.

Задачи программы :

- развитие творческой активности, воображения, кругозора;

- воспитание у ребенка позитивного отношения к творчеству, интонационной выразительности;

- развитие коммуникативных навыков, что является непременным условием позитивной социализации;

- развитие речевого творчества, обогащение его словаря, развитие связной, грамматически правильной речи посредством участия в инсценировках по мотивам художественных детских произведений;

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру, обогащение о разных видах театра.

1.2. Принципы проведения театрализованной деятельности :

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление воспитанника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип доступности знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей

Возрастные характеристики воспитанников группы общеразвивающей направленности.

В период с 4 до 7 лет происходят серьезные изменения в личностном развитии дошкольника. Наряду со сценическим волнением у многих детей появляется стеснительность, а возраст 4лет – наиболее благоприятный период для оказания помощи. Театрализованная деятельность является эффективным способом психолого-педагогической поддержки застенчивых детей.

На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными. Главным принципом работы с детьми среднего дошкольного возраста является предоставление им равных возможностей для участия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях независимо от способностей. Ребенок пятого года жизни еще не может самостоятельно оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли.

Объем внимания ребенка 5 лет невелик, и к тому же дает о себе знать непроизвольность психических процессов, поэтому очень полезны игры на внимание, на упражнения, формирующих умение владеть работой органов чувств. Это нужно для того, чтобы развить у детей способность преодолевать сценическое мастерство.

Возрастные характеристики воспитанников группы компенсирующей направленности.

В этом возрасте ребенок принимает участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, но не проявляет инициативности в игровой деятельности. Реагирует на прочитанное, пытается высказывать свое отношение к нему, оценить поступки героев может с помощью взрослого. Умеет в движении передавать характер музыки, хотя двигается недостаточно уверенно, несколько раскоординирован, моторно неловок, умеет петь несложные песенки.

2. Планируемые результаты к концу усвоения программы воспитанники :

• знают разные виды театра;

• показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;

• произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читают стихотворный текст;

• передают образ героя характерными движениями;

• действуют на сцене в коллективе;

• держатся уверенно перед аудиторией.

• дети знают основные средства выразительности речи (гимнастика для язычка и пальчиков).

II Содержательный раздел

2.1. Основные направления программы :

а) Театрально-игровая деятельность. Направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

б) Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

в) Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

г) Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :

• Что такое театр, театральное искусство;

• Какие представления бывают в театре;

• Кто такие актеры;

• Какие превращения происходят на сцене;

• Как вести себя в театре.

д) Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

2.2. Формы работы с детьми :

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ детей

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

Рекомендации по работе над ролью :

• составление словесного портрета героя;

• фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

• подготовка театрального костюма;

Правила драматизации:

• Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося вперсонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

• Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

• Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

• Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев

• Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

• Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

2.3. Перспективное планирование на 2015- 2016 учебный год.

Октябрь

1. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Тема. Ритмопластика.

Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.

3. Тема. Чтение сказки «Под грибом» Г. Сутеева.

Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

4. Тема. Драматизация сказки «Под грибом» Г. Сутеева.

Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.

Ноябрь

1. Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

2. Тема. Психогимнастика.

Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

3. Тема. Чтение русской народной сказки «Теремок». Работа над речью (интонация, выразительность).

Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

4. Тема. Инсценировка р. н. с. «Теремок» (пальчиковый театр).

Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

Декабрь

1. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».

Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.

2. Тема. Техника речи.

Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.

3. Тема. Чтение р. н. с. «Лиса и журавль».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игровые упражнения.

4. Тема. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Январь

1. Тема. Знакомство с теневым театром.

Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности.

2. Тема. Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка».

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки.

3. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка).

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью.

4. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

Февраль

1. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

2. Тема. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игровые упражнения.

3. Тема. Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью.

Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

4. Тема. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы).

Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Март

1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

2. Тема. Чтение стихотворения В. Лунина «Сучок на тропинке».

Цель: вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации,с воображаемыми предметами.

3. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению В. Лунина «Сучок на тропинке».

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

4. Тема. Сколько музыкантов, столько и талантов.

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность, отзывчивость на ролевую игру.

Апрель

1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками.

Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес.

2. Тема. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.

Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.

3. Тема. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.

4. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп).

Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.

Май

1. Тема. Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад».

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

4. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

2.5. Работа с родителями

1. Октябрь:

Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник». Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

2. Март:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

3. Декабрь, Февраль:

Помощь детям при участии в конкурсах.

4. Апрель- Май:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Помощь в организации похода в кукольный театр.

III Организационный раздел

3.1. Режим работы кружка :

Работа с детьми по театрализованной деятельности начинается с октября – ноября.

День недели Время в режиме дня

Четверг 15.30- 15.55

Максимальный объем образовательной нагрузки: 25мин.

Группа: №7,№6

всего: 32 занятия;

в неделю: с. п. 11.9 – 11.11 санПин 2.4.1. 3049 – 13 от 15.05.2013г. №26 продолжительность занятия для детей от 5 – 6 лет состовляет 25 минут.

3.2. Список детей

1. Абдиев Тимур

2. Авдонкин Илья

3. Булавка Дмитрий

4. Верхоглядов Егор

5. Гаджиев Миша

6. Зотова Настя

7. Игнатенко Никита

8. Макаренко Тая

9. Марков Игорь

10. Махнев Борис

11. Романов Дима

12. Бондаренко Руслан

13. Клименко Максим

14. Быковец Алина

15. Искендеров Тимур

16. Миланченко Никита

17. Шевченко Есения

18. Гдалевич Лев

19. Лобыгин Ваня

20. Петрова Ксюша

21. Торосян Ангелина

22. Шевцова Настя

Публикации по теме:

Программа театрального кружка «Антошка» Представлена авторская разработка «Программа театрального кружка «Антошка» на участие в конкурсе «Педагог года в дошкольном образовании».

Программа театрального кружка «Волшебный сундучок Нафани» Потоцкая Юлия Вячеславовна воспитатель МБДОУ «Родничок»Программа кружка направлена на развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» Пояснительная записка Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Рабочая программа кружка «Сенсорика» 2015 г. «…Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончике пальцев» В. А. Сухомлинский Содержание • Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности детей подготовительной группы I неделя сентября. Тема №1. «Пальчиковый театр «Машенька и медведь»-воспитывать коммуникативные качества детей; -развивать диалогическую.

Рабочая программа кружка «Веселые пальчики» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселые пальчики» на летний оздоровительный период Возрастная группа младшая 2015г. 1. Пояснительная.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Смешарики» Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Смешарики». старшая группа «Солнышко». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр – это волшебный.

Рабочая программа театрального кружка «Волшебный мир театра» Календарно – тематический план кружка «Волшебный мир театра» № п/п Неделя Тема занятия Основы театральной культуры Ритмопластика Культура.

Рабочая программа театрального кружка «Сказочный мир» (для детей 5–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Анцирский детский сад» УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Анцирский детский сад».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа театрального кружка «Рябинушка» по музыкальной деятельности
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 19:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа театрального кружка «Рябинушка» по музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кравченко (УИ 428457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД