Оксана Сыротяга
Рабочая программа кружка «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно необходимо заботиться о безопасности маленьких детей, ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Публикация «Рабочая программа кружка „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
К. Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей. Только через образование, как отмечают М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин, можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности.
В. Сапронов считает, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. П. Лич, П. Статмэн и другие отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности, потому что они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то нарушаются, забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка дошкольного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.
Федеральный государственный образовательные стандарт предполагает реализацию образовательной области “Безопасность”, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для этого и создан кружок «Азбука безопасности» в ДОУ №30 в группе «Капелька».
Целью кружка является формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитание готовности к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Для достижения цели педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих задач по ОБЖ:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
2. Расширять представления о своём организме, ценности здорового образа жизни;
3. Формировать и развивать умения, навыки безопасного поведения;
4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Кроме того можно выделить воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уверенность в своих силах.
2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.
3. Формировать самостоятельность и ответственность.
4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.
5. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить взаимопониманию.
6. Повышать уровень произвольности действий.
Образовательные задачи:
1. Обогатить опыт безопасного поведения.
2. Формировать элементарные навыки здоровьесбережения.
3. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью и способам его укрепления.
Развивающие задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Развивать познавательные способности.
3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Оздоровительные задачи:
1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
2. Обучить самоконтролю за своим самочувствием.
Принципы работы :
1. Полнота
2. Системность
3. Сезонность
4. Учёт местности
5. Возрастная адресованность
6. Интеграция
7. Преемственность с семьями
8. Наглядность
9. Психологический комфорт
Методы и приёмы работы :
1. Беседы
2. Обсуждение и разрешение проблемных ситуаций
3. Наблюдения
4. Экскурсии
5. Разучивание стихов
6. Чтение художественных произведений
7. Просмотр мультфильмов
8. Дидактические игры
9. Игры драматизации
10. Совместная творческая деятельность детей и родителей
Закрепление полученных знаний необходимо проводить через организацию игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов. Кроме того необходимо проводить диагностику знаний после перед началом занятий с целью узнать какие знания уже есть у детей, после изучения каждого блока, чтобы узнать что запомнили и в конце года с целью выяснения изменились ли качественно и количественно знания детей.
Работу планируется вести по шести блокам в соответствии с программой Стёркиной Р. Б., Князевой О. Л. И Авдеевой Н. Н. :
1. Ребёнок и другие люди
2. Ребёнок и природа
3. Ребёнок дома
4. Здоровье ребёнка
5. Эмоциональное благополучие ребёнка
6. Ребёнок на улицах города
Блоки не изучаются отдельно друг от друга, в течение месяца изучаются темы, охватывающие все блоки.
К концу года дети должны обладать следующими знаниями:
Изучая первый раздел, дети должны научиться взаимодействовать с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками на улице, дома, в детском саду; уметь правильно оценить ситуацию «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать (можно ли доверять людям, пускать в дом, как вести себя с агрессивными людьми, как избежать опасных ситуаций).
Изучая второй раздел о природе, дети учатся бережному отношению к природе, должны знать и выделять из ряда предлагаемых, ядовитые грибы, ягоды; уметь определить опасность от того или иного насекомого или животного, а также знать как её избежать.
Изучая раздел о доме, дети учатся грамотно обращаться с окружающими предметами быта. Дети должны уметь определить какую опасность несут электроприборы, спички, игры на балконе и у открытого окна, игры с колющими, режущими и мелкими предметами.
Изучив четвёртый раздел, дети должны знать, как устроен организм человека, для чего нужны витамины, зачем нужно мыться, делать утреннюю гимнастику, закаляться, гулять на свежем воздухе, когда обращаться к врачу, в итоге дети должны понять, что здоровье – это ценный клад и очень важно его сохранять и укреплять.
При изучении пятого раздела огромнейшую роль играет микроклимат в группе и дома. Именно на примерах общения членов семьи и воспитателя с детьми дошкольники учатся общаться с окружающими их людьми. В течение года дети учатся избегать конфликтных ситуаций, или же, если конфликт назрел, то решать мирно.
Изучив шестой раздел, дети должны знать правила поведения на улице и во дворе, знаки дорожного движения, необходимые в их возрасте, а также знать, что делать, если потерялся, к кому следует обратиться.
Методическое обеспечение программы :
1. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» М: Мозаика-синтез, 2014
2. Н. Н. Авдеева, О,Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность. Учебное пособие» М: СПб Детство-пресс, 2015
3. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» СПб ООО Детство-пресс, 2013
4. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» М: ТЦ Сфера, 2013
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях. Методические рекомендации» М: ТЦ Сфера, 2014
6. В. А. Шипунова комплект карточек «Пожарная безопасность», М: Карапуз, 2014
7. В. А. Шипунова комплект карточек «Опасные предметы и явления», М: Карапуз, 2014
8. В. А. Шипунова комплект карточек «ОБЖ. Безопасное общение», М: Карапуз, 2014
9.
10. В. А. Шипунова комплект карточек «Береги здоровье», М: Карапуз, 2014
Предметно-развивающая среда:
1. Дидактические игры:
- четвёртый лишний
- съедобные и ядовитые грибы
- дорожные знаки
- если малыш попал в беду
2. Настольно – печатные игры:
- лото осторожностей
3. Наглядные пособия (плакаты) :
- как устроено тело человека
- личная гигиена
- съедобные и ядовитые грибы
- правила поведения дома, в лесу, у водоёма
4. Карточки
- В. А. Шипунова комплект карточек «Пожарная безопасность», М: Карапуз, 2014
- .А. Шипунова комплект карточек «Опасные предметы и явления», М: Карапуз, 2014
- В. А. Шипунова комплект карточек «ОБЖ. Безопасное общение», М: Карапуз, 2014
- В. А. Шипунова комплект карточек «Береги здоровье», М: Карапуз, 2014
5. Макет перекрёстка, зебра, островок безопасности, светофор
6. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр:
- телефон для вызова служб
- грузовые, легковые машины и спецслужб
- конструктор напольный
- коляска
- поезд с железной дорогой.